Хадисы о запрете временного брака приходят относительно пяти времен: Хайбар, Мекка, Хунейн, Аутас и прощальный хадж.
1. Что касается прощального хаджа, то я уже писал отдельную статью, где доказывал, что это — ошибка передатчика, и что этот хадис в основе говорит про год завоевания Мекки.
По теме: Был ли запрет на временный брак во время прощального хаджа?
2. Что касается года Аутаса, то это год завоевания Мекки. Этот хадис передается от Салямы ибн аль-Акуа’ и в нем не утверждается, что запрет на временный брак был именно после битвы при Аутасе. В нем употребляется выражение «год Аутаса», а это и есть год завоевания Мекки, поэтому это не считается отдельным событием.
3. Что касается Хунейна, то хадисы об этом являются слабыми, поэтому на них можно даже не обращать внимания.
4. Что касается года завоевания Мекки, то все эти хадисы приходят лишь по одному пути — от ар-Раби’ ибн Сабра от его отца, и их передал Муслим в своем «Сахихе», и не передал аль-Бухари.
5. Что касается Хайбара, то хадисы об этом передаются в основном от ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и они приводятся в обоих «Сахихах».
В сухом остатке, нам остается лишь согласовать две версии: Хайбар и год завоевания Мекки.
Способы согласования
Существует несколько способов как согласовать эти тексты.
1. Первый способ: временный брак был разрешен два раза и отменен два раза.
Этого мнения придерживался имам аш-Шафи’и, однако его слабость является очевидной, ибо не может что-то в шариате Аллаха быть полностью запрещенным целых два раза, поэтому это мнение можно не принимать.
2. Второй способ: временный брак был отменен в день Хайбара, а хадисы о Мекке являются слабыми.
Это мнение основано на том, что Ибн Ма’ин ослабил передачу ар-Раби’ ибн Сабры от его отца, а хадисы о Мекке приходят как раз только через этот путь.
Говорит Ибн Аби Хайсама (ум. 279 г.х.):
سُئِلَ يَحْيَى بْنُ مَعِينٍ عَنْ أَحَادِيثِ عَبْد الْمَلِك بْنِ الرَّبِيع بْنِ سَبْرَةَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ؟ فقال: ضعاف
«Был спрошен Яхъя ибн Ма’ин о хадисах ‘Абд аль-Малика ибн ар-Раби’ ибн Сабра от его отца от его деда, на что он сказал: “Они слабые”».
📚См. «Тарих аль-кабир» (2896).
Однако сторонники этого мнения тогда должны объяснить передачу Салямы ибн аль-Акуа’, который говорит:
رَخَّصَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَامَ أَوْطَاسٍ فِي الْمُتْعَةِ ثَلاَثًا ثُمَّ نَهَى عَنْهَا
«Посланник Аллаха ﷺ дал разрешение на временный брак в течение трех дней в год Аутаса, а затем запретил его».
📚См. «Сахих» Муслима (1405-6).
И я не знаю тех, кто ослабил бы эту передачу.
3. Третий способ: временный брак был отменен в год завоевания Мекки, а хадисы о Хайбаре касаются лишь запрета на мясо домашнего осла.
Это мнение Ибн ‘Уейны.
Дело в том, что хадисы о запрете временного брака в Хайбаре приходят в двух вариациях:
Первая вариация: «Посланник Аллаха ﷺ запретил временный брак в день Хайбара и мясо домашнего осла».
Вторая вариация: «Посланник Аллаха ﷺ запретил временный брак и мясо домашнего осла в день Хайбара».
Первый вариант от Ибн Шихаба аз-Зухри передают его три ученика — имам Малик, Юнус и Усама.
Второй вариант от Ибн Шихаба передают также три его ученика — Ибн ‘Уейна, ‘Убайдуллах ибн ‘Умар и Яхъя ибн Са’ид.
Суть в том, что, возможно, Малик, Юнус и Усама посчитали, что слова «в день Хайбара», которые стояли в конце хадиса относятся как к запрету временного брака, так и к мясу домашнего осла, поэтому не видели проблем переместить их после слов «временный брак», тогда как Ибн ‘Уейна, ‘Убайдуллах и Яхъя передали хадис так, каким он был изначально.
Это мнение также усиливается тем, что запрет на мясо домашнего осла в день Хайбара передало большое количество сподвижников и ни один из них не упомянул, что в этот день также был отменен временный брак.
Что касается того, почему ‘Али ибн Абу Талиб вообще упомянул эти две вещи вместе, то этому потому, что он адресовал эти слова Ибн ‘Аббасу, который дозволял как временный брак, так и мясо домашнего осла, поэтому ‘Али объединил два запрета в один хадис, однако слова «в день Хайбара» он относил именно к мясу домашнего осла.
Однако сторонники этого мнения должны объяснить асар, который приходит от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что временный брак был запрещен в день Хайбара.
Привел Ибн Вахб (ум. 197 г.х.):
أَخْبَرَنِي عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدٍ بْنِ زَيْدِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ، عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، قَالَ: أَخْبَرَنِي سَالِمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ، عَنِ الْمُتْعَةِ , فَقَالَ: حَرَامٌ. قَالَ: فَإِنَّ فُلَانًا يَقُولُ فِيهَا، فَقَالَ: وَاللَّهِ لَقَدْ عُلِمَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَرَّمَهَا يَوْمَ خَيْبَرَ، وَمَا كُنَّا مُسَافِحِينَ
«Передал мне ‘Умар ибн Мухаммад ибн Зайд ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб: от Ибн Шихаба, что он сказал: передал мне Салим ибн ‘Абдуллах, что некий мужчина спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара о временном браке, на что он сказал: “Он запретен”. Тот сказал: “Воистину, такой-то говорит в пользу его [дозволенности]”, на что он сказал: “Клянусь Аллахом, стало известно, что Посланник Аллаха ﷺ запретил его в день Хайбара и мы не стали распутниками”».
📚См. «Муватта» Ибн Вахба (249). Иснад достоверный.
4. Четвертый способ: временный брак был отменен в год завоевания Мекки, однако некоторые сподвижники решили, что окончательный запрет был в день Хайбара.
Это кажется наиболее вероятным сценарием.
Временный брак не был дозволенным в основе (халяль), а был разрешенным в виде исключения (рухса) при острой нужде, а то, что разрешено в виде исключения при острой нужде становится снова запретным (харам), когда нужда спадает. И видимо часть сподвижников, включая ‘Али ибн Абу Талиба и Ибн ‘Умара посчитали, что Пророк ﷺ окончательно запретил временный брак во время Хайбара (т.е. когда спала нужда и Пророк ﷺ больше не разрешал это продолжать), и до них не дошло, что он разрешил некоторым из них заключить временный брак в год завоевания Мекки на три дня, и лишь затем запретил окончательно.
Аллах же знает лучше.
Послесловие
Следует отметить один очень важный факт: никто из сподвижников не разногласил, что временный брак был запретным в основе (харам), и что Посланник Аллаха ﷺ лишь разрешал его в качестве исключения, подобно тому, как разрешено кушать свинину или пить вино при острой нужде.
Привёл имам Муслим (ум. 261 г.х.):
قَالَ ابْنُ أَبِي عَمْرَةَ إِنَّهَا كَانَتْ رُخْصَةً فِي أَوَّلِ الإِسْلاَمِ لِمَنِ اضْطُرَّ إِلَيْهَا كَالْمَيْتَةِ وَالدَّمِ وَلَحْمِ الْخِنْزِيرِ ثُمَّ أَحْكَمَ اللَّهُ الدِّينَ وَنَهَى عَنْهَا
«Сказал Ибн Аби ‘Амра: “Воистину, [временный брак] был рухсой в начале Ислама для того, кто был вынужден прибегнуть к нему, как к мертвечине, крови и свинине. Затем же Аллах довел религию до совершенства и запретил его”».
📚 См. «Сахих» Муслима (1406-11).
Рухса — это то, что запрещено в основе, но разрешено в случаях крайней необходимости.
Даже Ибн ‘Аббас позже поменял свое мнение и не говорил, что временный брак дозволен в основе (халяль), а говорил, что он разрешен в виде исключения (рухса).
Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَشَّارٍ، حَدَّثَنَا غُنْدَرٌ، حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ أَبِي جَمْرَةَ، قَالَ: سَمِعْتُ ابْنَ عَبَّاسٍ: سُئِلَ عَنْ مُتْعَةِ النِّسَاءِ «فَرَخَّصَ»، فَقَالَ لَهُ مَوْلًى لَهُ: إِنَّمَا ذَلِكَ فِي الحَالِ الشَّدِيدِ، وَفِي النِّسَاءِ قِلَّةٌ أَوْ نَحْوَهُ، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: «نَعَمْ»
«Нам передал Мухаммад ибн Башшар, нам передал Гундар, нам передал Шу’ба, от Абу Хамзы, что он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Аббаса спросили про временный брак и он дал рухсу. Его вольноотпущенник уточнил у него: “Это ведь лишь при трудном положении, при малочисленности женщин и в подобных случаях?”. Ибн ‘Аббас сказал: “Да”».
📚 См. «Сахих» аль-Бухари (5116).
Таким образом, сподвижники Пророка ﷺ не разногласили, что временный брак запретен в основе (харам). Они лишь разногласили в том, запретил ли Посланник Аллаха ﷺ временный брак даже в качестве рухсы или нет? И очевидный запрет пришел от нескольких сподвижников, включая ‘Али ибн Абу Талиба, который больше всех выступал против временного брака и обвинял Ибн ‘Аббаса в том, что он заблуждается в этом вопросе.
Рафидитские же многобожники заявляют о полной дозволенности временного брака (халяль) и разрешают заключать его даже с проституткой, что неслыханно. Рафидиты в этом разделе придумали новые слова и кучу новых ответвлений, которых не было во время Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, поэтому рафидиты не имеют даже морального права ссылаться на Ибн ‘Аббаса или кого бы то ни было из тех сподвижников, которые впали в ошибку в этом вопросе.