Во Имя Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!

Поистине, лучшие слова – это слова Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада! Худшие же из деяний – это нововведения, а каждое нововведение – это заблуждение, а каждое заблуждение – в Огне!

В «Сунане» Ибн Маджа (1944) передается следующий хадис, который распространяют христиане и шииты-рафидиты, первые из которых приводят этот аят для того, чтобы «доказать», что Книга Аллаха искажена, а вторые – чтобы опорочить мать правоверных ‘Айшу, да будет доволен ею Аллах:

«Сообщается от ‘Айши, что она сказала: “Аяты о “побивании камнями” и “кормлении взрослых десять раз” были ниспосланы и хранились у меня под подушкой. Когда Посланник Аллаха, ﷺ, умер, мы были в трауре, тогда пришла коза и съела эти листы”»

Однако данный хадис является слабым, что мы докажем ниже, если пожелает того Всевышний Аллах.


Цепочки передатчиков данного хадиса

Этот хадис передается от ‘Амры бинт ‘Абдуррахман, у которой его переняла группа больших ученых, среди которых есть Яхъя Ибн Са’ид, ‘Абдуллах Ибн Абу Бакр, Малик и другие. И ни в одной из версий, которые передали эти имамы, нет этой странной добавки, которая присутствует лишь в версии Мухаммада Ибн Исхака.

1) Данный хадис передал имам Муслим от ‘Абдуллаха Ибн Маслямы аль-Къа’набий, от Сулеймана Ибн Биляла, от Яхъи Ибн Са’ида, от ‘Амры, что она слышала, как ‘Айша сказала: «Среди того, что было ниспослано в Коране были десять известных вскармливании, которые запрещают (вступать в брак молочным братьям и сестрам), затем это было отменено пятью известными вскармливаниями» См. «Сахих Муслим» (1452).

2) Также его передал тот же Муслим от Яхъи Ибн Яхъи, от Малика, от ‘Абдуллаха Ибн Абу Бакра, от ‘Амры, от ‘Айши, что она сказала: «Среди того, что было ниспослано в Коране были десять известных вскармливании, которые запрещают (вступать в брак молочным братьям и сестрам). Затем это было отменено пятью известными вскармливаниями, а когда Посланник Аллаха, ﷺ, скончался, это было среди того, что читалось из Корана» См. «Сахих Муслим» (1452-1)

Также это передал сам имам Малик в своей книге «аль-Муватта» (1292) с таким же иснадом.

3) Этот хадис передал Ибн Маджа от ‘Абд уль-Уариса Ибн ‘Абдуссамада, от своего отца, от Хаммада Ибн Салямы, от ‘Абдуррахмана Ибн аль-Къасима, от своего отца, от ‘Амры, от ‘Айши, что она сказала: «Среди того, что было ниспослано Аллахом в Коране, а затем убрано это: “Не делает запретным (брак), кроме десяти вскармливаний” или “пяти известных”» См. «Сунан» Ибн Маджа (1942)

4) И наконец тот же Ибн Маджа передает от Абу Салямы Яхъи Ибн Халяфа, от ‘Абд уль-‘Али, от Мухаммада Ибн Исхака, от ‘Абдуллаха Ибн Абу Бакра, от ‘Амры, от ‘Айши, что он сказала: «Аяты о “побивании камнями” и “кормлении взрослых десять раз” были ниспосланы и хранились у меня под подушкой. Когда Посланник Аллаха, ﷺ, умер, мы были в трауре, тогда пришла коза и съела эти листы» См. «Сунан» Ибн Маджа (1944). Также это передал имам Ахмад в своем «Муснаде» (43/343) через Ибн Исхака.

Обратите внимание, что эта добавка о козе передается лишь в версии Мухаммада Ибн Исхака, тогда как в версиях более надежных передатчиков, которые славились своей отличной памятью, как Яхъя Ибн Са’ид и Малик, ничего такого не встречается.

Слова ученых о передатчиках этого хадиса
Относительно Яхъя Ибн Са’ида имам Суфьян ас-Саурий говорил:

كان يحيى بن سعيد الأنصارى أجل عند أهل المدينة من الزهري

«Яхъя Ибн Са’ид аль-Ансари, в глазах людей Медины, был лучше аз-Зухри (в области хадисов)», а имам Ахмад сказал:

يحيى بن سعيد اثبات الناس

«Яхъя Ибн Са’ид – самый достоверный из людей» См. «Сияр а’лям ан-нубаля» (5/471-472).

Имам Ухайб говорил:

قدمت المدينة فلم أر أحدا إلا وأنت تعرف وتنكر غير مالك ويحيى بن سعيد

«Я пришел в Медину и не увидел никакого, о ком вы бы знали и отвергли бы, кроме Малика и Яхъи Ибн Са’ида» См. «Тахзиб ат-Тахзиб» (11/223)

А что касается Ибн Исхака, то вот вердикты ученых относительно него:

قال حنبل بن إسحاق : سمعت أبا عبد الله يقول : ابن إسحاق ليس بحجة . وقال عبد الله بن أحمد : لم يكن – يعني أحمد بن حنبل – يحتج به فى السنن . وقال أيوب بن إسحاق : سألت أحمد بن حنبل ، فقلت : يا أبا عبد الله ! ابن إسحاق إذا تفرد بحديث تقبله ؟ قال : لا ، والله إني رأيته يحدث عن جماعة بالحديث الواحد ، ولا يفصل كلام ذا من ذا . وضعفه يحيى بن معين في إحدى الروايات عنه ، وقال النسائي : ليس بالقوي ، وقال الدارقطني : اختلف الأئمة فيه ، وليس بحجة ، إنما يعتبر به

Ханбал Ибн Исхак сказал: «Я слышал как Абу Абдуллах (имам Ахмад) говорил: “Ибн Исхак не является доводом”». ‘Абдуллах Ибн Ахмад сказал: «Он – т.е. Ахмад Ибн Ханбаль – не опирался на него (Ибн Исхака), когда речь шла о Сунне». Айуб Ибн Исхак сказал: «Я спросил Ахмада Ибн Ханбаля: “О Абу ‘Абдуллах, если Ибн Исхак – единственный, кто передал хадис, принимается ли он?”. Он сказал: “Нет, клянусь Аллахом, ибо я видел, как он смешивал слова многих передатчиков в один хадис, и не разделял их слова друг от друга”» Яхъя Ибн Ма’ин считал его слабым в одном из сообщений от него. Ан-Насаи сказал: «Он не силен». Ад-Даракутни сказал: «Имамы разногласили относительно него, и его (передачи) могут быть приняты во внимание (как и другие)». См. «Тахзиб ат-Тахзиб» (9/45).

Слова ученых об этом хадисе
1) Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал:

إسناده ضعيف لتفرد ابن إسحاق – وهو محمد – وفي متنه نكارة

«Его иснад слабый, так как единственный, кто его передал – это Мухаммад Ибн Исхак, и в его тексте есть отвергаемые вещи». См. «Издательство Муасасат ар-Рисаля» (43/343).

2) Имам Ибн Кутайба ад-Дайнури сказал:

ألفاظ حديث مالك خلاف ألفاظ حديث محمد بن إسحاق ، ومالك أثبت عند أصحاب الحديث من محمد بن إسحاق

«Версия Маликa противоречит версии Мухаммада Ибн Исхака, а Малик более достоверный у мухаддисов, в отличии от Мухаммада Ибн Исхака». См «Тауиль мухталиф аль-хадис» (стр. 443).

3) Сказал имам аль-Алуси:

وأما كون الزيادة كانت في صحيفة عند عائشة فأكلها الداجن ، فمن وضع الملاحدة وكذبهم في أن ذلك ضاع بأكل الداجن من غير نسخ ، كذا في الكشاف

«Что касается добавки, что листы, которые хранились у ‘Айши были съедены козой, то это из числа выдумок и лжи безбожников о том, что они были утеряны в результате поедания этой козой, а не в результате отмены. Это сказано в “аль-Кашшаф”» См. «Рух аль-Ма’ани» (11/140)

4) Имам аль-Джауракани сказал:

هذا حديث باطل. تفرَّد به محمد بن إسحاق، وهو ضعيف الحديث. وفي إسناد هذا الحديث بعض الاضطراب

«Этот хадис является ложным. Его передал только Мухаммад Ибн Исхак, а он слабый в хадисах. (Вдобавок) в иснаде этого хадиса есть некоторая путаница» См. «аль-Абатыль уаль-Манакир» (2/184)

Таким образом, данный хадис является слабым и даже ложным, ибо никто не передал его, кроме Мухаммада Ибн Исхака, от которого передается масса ложных и выдуманных хадисов.

И возможно, что Ибн Исхак смешал текст этого хадиса со следующим, который также передается от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах:

فَدَعَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم بَرِيرَةَ فَقَالَ ‏”‏ يَا بَرِيرَةُ هَلْ رَأَيْتِ فِيهَا شَيْئًا يَرِيبُكِ ‏”‏‏.‏ فَقَالَتْ بَرِيرَةُ لاَ وَالَّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقِّ، إِنْ رَأَيْتُ مِنْهَا أَمْرًا أَغْمِصُهُ عَلَيْهَا أَكْثَرَ مِنْ أَنَّهَا جَارِيَةٌ حَدِيثَةُ السِّنِّ تَنَامُ عَنِ الْعَجِينَ فَتَأْتِي الدَّاجِنُ فَتَأْكُلُهُ

«Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Бариру и спросил: «О Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь такое, что казалось тебе подозрительным?» (На это) Барира сказала: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Самый большой её недостаток, за который я могла бы её упрекнуть, заключается в том, что она ещё очень молода и иногда засыпает, (оставляя) тесто, а потом приходит коза и поедает его». См. «Сахих» аль-Бухари (2661).

Аллаху же ведомо лучше! И хвала Аллаху — Господу миров!

Поделитесь с другими:
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *