Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
За пять дней до своей смерти Посланник Аллаха ﷺ произнёс проповедь, в которой он восхвалил Абу Бакра, сказав: «Если бы мне пришлось выбрать возлюбленного друга, то я бы выбрал Абу Бакра», а также завещал: «Закройте все двери после меня, кроме двери Абу Бакра», указывая на его халифат после себя.
По теме: «Закройте все двери после меня, кроме двери Абу Бакра»
Этот хадис является достоверным и известным, переданным группой сподвижников, среди которых — Абу Са’ид аль-Худри, Ибн ‘Аббас, Джундуб, ‘Абдуллах ибн Мас’уд и ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр.
Однако существует недостоверный хадис, который гласит, что Пророк ﷺ сказал подобное также и про ‘Али ибн Абу Талиба.
В этой статье мы разберём наиболее распространенные версии этого хадиса с дозволения Аллаха.
Хадис Зейда ибн Аркама
1. Привёл имам Ахмад (ум. 241 г.х.):
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ، حَدَّثَنَا عَوْفٌ، عَنْ مَيْمُونٍ أَبِي عَبْدِ اللهِ، عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ قَالَ: كَانَ لِنَفَرٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَبْوَابٌ شَارِعَةٌ فِي الْمَسْجِدِ. قَالَ: فَقَالَ يَوْمًا: ” سُدُّوا هَذِهِ الْأَبْوَابَ، إِلَّا بَابَ عَلِيٍّ ” قَالَ: فَتَكَلَّمَ فِي ذَلِكَ النَّاسُ، قَالَ: فَقَامَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَحَمِدَ اللهَ تَعَالَى، وَأَثْنَى عَلَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: ” أَمَّا بَعْدُ، فَإِنِّي أَمَرْتُ بِسَدِّ هَذِهِ الْأَبْوَابِ، إِلَّا بَابَ عَلِيٍّ وَقَالَ فِيهِ قَائِلُكُمْ، وَإِنِّي وَاللهِ مَا سَدَدْتُ شَيْئًا وَلَا فَتَحْتُهُ، وَلَكِنِّي أُمِرْتُ بِشَيْءٍ فَاتَّبَعْتُهُ
«Передал нам Мухаммад ибн Джа’фар: передал нам ‘Ауф: от Маймуна Абу ‘Абдуллаха: от Зейда ибн Аркама, что он сказал: “У группы сподвижников Посланника Аллаха ﷺ было по двери, которая выходила в мечеть. В один день он сказал: “Закройте эти двери, кроме двери ‘Али”, и тогда люди начали говорить об этом. Затем Посланник Аллаха ﷺ встал [на минбар], воздал хвалу Аллаху, прославил Его, после чего сказал: “А затем: воистину, мне было велено закрыть эти двери, кроме двери ‘Али. И поговорил об этом говоривший среди вас, однако, клянусь Аллахом, не я закрыл или открыл что-то, однако мне было велено что-то и я этому последовал”».
📚 См. «Муснад» Ахмада (19687).
Оценка:
Сказал шейх Шу’айб аль-Арнаут:
إسناده ضعيف ومتنه منكر، ميمون أبي عبد الله، وهو البصري الكندي، ضعفه ابن المديني ويحيى القطان وابن معين وأبو داود، والنسائي وأبو أحمد الحاكم، وقال الأثرم عن أحمد: أحاديثه مناكير، وبقية رجاله ثقات رجال الشيخين
«Иснад этого хадиса слабый, а его текст отвергаемый. Маймун Абу ‘Абдуллах аль-Басри аль-Кинди: его считали слабым Ибн аль-Мадини, Яхъя аль-Каттан, Ибн Ма’ин, Абу Дауд, ан-Насаи и Абу Ахмад аль-Хаким. Передал аль-Асрам от Ахмада, что он сказал: “Его хадисы отвергаемые”. Остальные же передатчики надёжные из передатчиков двух шейхов».
📚 См. «Муснад» Ахмада (32/41), изд. «ар-Рисаля».
И в этом хадисе не сказано, что это было за несколько дней до смерти Пророка ﷺ, в отличии от хадиса: «Закройте все двери, кроме двери Абу Бакра». Пророк ﷺ сказал эти слова за пять дней до смерти.
Хадис Са’да ибн Аби Уаккаса
2. Привёл имам Ахмад (ум. 241 г.х.):
حَدَّثَنَا حَجَّاجٌ، حَدَّثَنَا فِطْرٌ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ شَرِيكٍ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ الرُّقَيْمِ الْكِنَانِيِّ، قَالَ: خَرَجْنَا إِلَى الْمَدِينَةِ زَمَنَ الْجَمَلِ فَلَقِيَنَا سَعْدُ بْنُ مَالِكٍ بِهَا، فَقَالَ: أَمَرَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِسَدِّ الْأَبْوَابِ الشَّارِعَةِ فِي الْمَسْجِدِ، وَتَرْكِ بَابِ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ
«Передал нам Хаджадж: передал нам Фитр: от ‘Абдуллаха ибн Шарика: от ‘Абдуллаха ибн ар-Ракима аль-Кинани, что он сказал: “Однажды мы вышли в сторону Медины во время битвы при Джамаль и встретили Са’да ибн Малика. Он сказал: “Посланник Аллаха ﷺ велел закрыть все прилегающие двери к мечети и оставить дверь ‘Али”».
📚 См. «Муснад» Ахмада (1511).
Оценка:
Сказал шейх Шу’айб аль-Арнаут:
إسناده ضعيف لجهالة عبد الله بن الرقَيم، وعبد الله بن شريك مختلف فيه وكان من أصحاب المختار. حجاج: هو ابن محمد المصيصي، وفطر: هو ابن خليفة
«Его иснад слабый из-за неизвестности ‘Абдуллаха ибн ар-Ракима. Что касается ‘Абдуллаха ибн Шарика, то в нём есть разногласие и он был из сторонников Мухтара (лжепророка). Хаджадж — это ибн Мухаммад аль-Масыси. Фитр — это ибн Халифа».
📚 См. «Муснад» Ахмада (3/99), изд. «ар-Рисаля».
И ошибся Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни назвав иснад этого хадиса сильным в «Фатх уль-бари», ведь он сам говорил, что ‘Абдуллах ибн ар-Раким неизвестный передатчик:
عبد الله بن الرقيم بالقاف مصغرا ويقال بن أبي الرقيم الكناني الكوفي مجهول من الثالثة س
«‘Абдуллах ибн ар-Раким. Также его называют: Ибн Аби Раким аль-Кинани аль-Куфи. Неизвестный передатчик из третьего слоя».
📚 См. «Такриб ат-тахзиб» (3317).
3. Привёл имам ан-Насаи (ум. 303 г.х.):
أخبرنَا احْمَد بن يحيى الْكُوفِي قَالَ حَدثنَا عَليّ بن قادم قَالَ اُخْبُرْنَا إِسْرَائِيل عَن عبد الله بن شريك عَن الْحَارِث بن مَالك قَالَ أتيت مَكَّة فَلَقِيت سعد بن أبي وَقاص فَقلت هَل سَمِعت لعَلي منقبة قَالَ كُنَّا مَعَ رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم فِي الْمَسْجِد فَنُوديَ فِينَا لَيْلًا ليخرج من فِي الْمَسْجِد إِلَّا آل رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وَآل عَليّ قَالَ فخرجنا فَلَمَّا أصبح أَتَاهُ عَمه فَقَالَ يَا رَسُول الله أخرجت أَصْحَابك وأعمامك وأسكنت هَذَا الْغُلَام فَقَالَ رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم مَا أَنا أمرت بإخراجكم وَلَا بِإِسْكَان هَذَا الْغُلَام إِن الله هُوَ أَمر بِهِ
قَالَ أَبُو عبد الرَّحْمَن قَالَ فطر عَن عبد الله بن شريك عَن عبد الله بن الرقيم عَن سعد أَن الْعَبَّاس أَتَى النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم فَقَالَ سددت أبوابنا إِلَّا بَاب عَليّ فَقَالَ مَا أَنا فتحتها وَلَا سددتها
قَالَ أَبُو عبد الرَّحْمَن عبد الله بن شريك لَيْسَ بذلك والْحَارث ابْن مَالك لَا اعرفه وَلَا عبد الله بن الرقيم
«Сообщил нам Ахмад ибн Яхъя аль-Куфи, который сказал: передал нам ‘Али ибн Кадим, который сказал: сообщил нам Исраиль: от ‘Абдуллаха ибн Шарика: от аль-Хариса ибн Малика, что он сказал: “Мы пришли в Мекку и встретили Са’да ибн Аби Уаккаса. Я спросил: “Слышал ли ты, чтобы у ‘Али было достоинство?”. Он ответил: “Однажды мы были с Посланником Аллаха ﷺ в мечети и ночью был дан глас, чтобы все покинули мечеть, кроме семейства Посланника Аллаха ﷺ и семейства ‘Али, поэтому мы вышли. Когда же наступило утро, пришёл его дядя и сказал: “О Посланник Аллаха! Ты вывел своих сподвижников, своих дядь и оставил этого парнишку (т.е. ‘Али)?”. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Не я повелел вам выйти и не я оставил этого парнишку, однако это повелел Аллах”.
Сказал Абу ‘Абдуррахман (т.е. сам ан-Насаи): “Сказал Фитр: от ‘Абдуллаха ибн Шарика: от ‘Абдуллаха ибн Ракима: от Са’да, что аль-‘Аббас пришёл к Пророку ﷺ и сказал: “Ты закрыл наши двери, кроме двери ‘Али”, на что тот ответил: “Не я их открыл и не я их закрыл”.
Сказал Абу ‘Абдуррахман (т.е. сам ан-Насаи): “Абдуллах ибн Шарик не так хорош в хадисах. Что касается аль-Хариса ибн Малика, то я не знаю его и то же самое с ‘Абдуллахом ибн ар-Ракимом”».
📚 См. «Хасаис ‘Али» (40).
Таким образом, имам ан-Насаи сам ослабил этот хадис.
И обратите внимание, что в хадисе Абдуллаха ибн Шарика от Абдуллаха ибн ар-Ракима сказано, что они пошли в Медину.
Но в версии того же ‘Абдуллаха ибн Шарика от аль-Хариса ибн Малика, они уже пришли в Мекку.
Это ясное доказательство, что ‘Абдуллаха ибн Шарик (сторонник лжепророка аль-Мухтара) путал как иснады (ибо передает то от ‘Абдуллаха ибн ар-Ракима, то от аль-Хариса ибн Малика, и оба они неизвестные передатчики), так и тексты хадисов.
4. Привёл ат-Тахауи (ум. 321 г.х.):
وَحَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ سِنَانٍ قَالَ: حَدَّثَنَا عَبْدُ اللهِ بْنُ الْجَرَّاحِ الْقُهُسْتَانِيُّ قَالَ: حَدَّثَنَا زَافِرُ بْنُ سِنَانٍ , عَنْ إِسْرَائِيلَ بْنِ يُونُسَ , عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ شَرِيكٍ , عَنِ الْحَارِثِ بْنِ ثَعْلَبَةَ قَالَ: قُلْتُ لِسَعْدٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: أَشَهِدْتَ شَيْئًا مِنْ مَنَاقِبِ عَلِيٍّ عَلَيْهِ السَّلَامُ؟قَالَ: شَهِدْتُ لَهُ أَرْبَعَ مَنَاقِبَ , وَالْخَامِسَةُ لَقَدْ شَهِدْتُهَا , لَأَنْ يَكُونَ لِي أُخْرَاهُنَّ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا: ” سَدَّ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَبْوَابَ الْمَسْجِدِ وَتَرَكَ بَابَ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ , فَسُئِلَ عَنْ ذَلِكَ فَقَالَ: ” مَا أَنَا سَدَدْتُهَا , وَمَا أَنَا تَرَكْتُهَا ” , وَزَوَّجَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاطِمَةَ عَلَيْهَا السَّلَامُ , فَوَلَدَتْ لَهُ , وَأَعْطَاهُ الرَّايَةَ يَوْمَ خَيْبَرَ
«И передал нам Язид ибн Синан, который сказал: передал нам ‘Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кухустани, который сказал: передал нам Зафир ибн Синан: от Исраиля ибн Юнуса: от ‘Абдуллаха ибн Шарика: от аль-Хариса ибн Са’лябы, который сказал: “Я сказал Са’ду, да будет доволен им Аллах: “Ты засвидетельствовал что-либо из достоинств ‘Али, мир ему?”. Он сказал: “Я засвидетельствовал о нём четыре достоинств, и засвидетельствовал пятое, так как последнее из них любимее для меня, чем этот мир и всё, что в нём. Посланник Аллаха ﷺ закрыл двери мечети и оставил дверь ‘Али, да будет доволен им Аллах. Тогда его спросили об этом и он сказал: “Не я их закрыл и не я их оставил”. Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ выдал за него замуж Фатиму, мир ему, и она родила ему детей, а также [Пророк] дал ему знамя в день Хайбара».
📚 См. «Шарх мушкиль аль-асар» (3553).
Оценка:
Это тот же самый хадис что и предыдущий, однако тут ‘Абдуллах ибн Шарик уже передаёт его от аль-Хариса ибн Са’лябы, хотя до этого передавал либо от ‘Абдуллаха ибн Шарика, либо от аль-Хариса ибн Малика.
Вдобавок в этом иснаде также есть некий Зафир ибн Синан. Я не нашёл его биографию, и, скорее всего, здесь ошибка и это — Зафир ибн Сулейман аль-Кухустани, ибо именно от него передавал ‘Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кухустани и именно он передавал от Исраиля ибн Юнуса.
В таком случай этот иснад еще слабее, ибо Зафир ибн Сулейман очень слабый передатчик, согласно аль-Бухари, Абу Хатиму ар-Рази, ан-Насаи, Ибн ‘Ади, ас-Саджи и другим, и, возможно, именно он ошибся в имени аль-Хариса ибн Са’лябы, так как ‘Абдуллах ибн Шарик передавал от аль-Хариса ибн Малика, а не Са’лябы.
5. Привёл имам Абу Я’ля (ум. 307 г.х.):
حَدَّثَنَا مُوسَى، حَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ بْنِ جَعْفَرٍ الطَّحَّانِ، حَدَّثَنَا غَسَّانُ بْنُ بِشْرٍ الْكَاهِلِيُّ، عَنْ مُسْلِمٍ، عَنْ خَيْثَمَةَ، عَنْ سَعْدٍ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَدَّ أَبْوَابَ النَّاسِ فِي الْمَسْجِدِ وَفُتِحَ بَابَ عَلَيٍّ، فَقَالَ النَّاسُ فِي ذَلِكَ، فَقَالَ: مَا أَنَا فَتَحْتُهُ، وَلَكِنَّ اللَّهَ فَتَحَهُ
«Передал нам Муса: передал мне Мухаммад ибн Исма’иль ибн Джа’фар ат-Таххан: передал нам Гассан ибн Бишр аль-Кахили: от Муслима: от Хайсамы: от Са’да, что Посланник Аллаха ﷺ закрыл двери людей в мечети и открыл дверь ‘Али. Тогда люди начали разговаривать об этом, на что [Пророк] сказал: “Не я его открыл, однако Аллах его открыл”».
📚 См. «Муснад» Абу Я’лы (703).
Оценка:
Сказал шейх Хусейн Салим Асад:
إسناده ضعيف جدا
«Иснад этого хадиса очень слабый».
📚См. «Муснад» Абу Я’лы (2/61), изд. «Дар аль-мамун».
Это потому, что Мухаммад ибн Джа’фар ат-Таххан и Гассан ибн Бишр аль-Кахили — неизвестные передатчики, как на это указал шейх Набиль ибн Мансур в «Анис ас-сари» (2/991).
6. Привёл аль-Хаким (ум. 405 г.х.):
فَحَدَّثْنَاهُ أَبُو زَكَرِيَّا يَحْيَى بْنُ مُحَمَّدٍ الْعَنْبَرِيُّ، ثنا إِبْرَاهِيمُ بْنُ أَبِي طَالِبٍ، ثنا عَلِيُّ بْنُ الْمُنْذِرِ، ثنا ابْنُ فُضَيْلٍ، ثنا مُسْلِمُ الْمُلَائِيُّ، عَنْ خَيْثَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ قَالَ: سَمِعْتُ سَعْدَ بْنَ مَالِكٍ … فَقَالَ سَعْدٌ:
…
وَأَخْرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَمَّهُ الْعَبَّاسَ وَغَيْرَهُ مِنَ الْمَسْجِدِ، فَقَالَ لَهُ الْعَبَّاسُ: تُخْرِجُنَا وَنَحْنُ عَصَبَتُكَ وَعُمُومَتُكَ وَتُسْكِنُ عَلِيًّا؟ فَقَالَ: «مَا أَنَا أَخْرَجْتُكُمْ وَأَسْكَنْتُهُ، وَلَكِنَّ اللَّهَ أَخْرَجَكُمْ وَأَسْكَنَهُ»
«Передал это нам Абу Закария Яхъя ибн Мухаммад аль-‘Анбари: передал нам Ибрахим ибн Аби Талиб: передал нам ‘Али ибн аль-Мунзир: передал нам Ибн Фудейль: передал нам Муслим аль-Маляи: от Хайсамы ибн ‘Абдуррахмана, который сказал: я слышал Са’да ибн Малика… И сказал Са’д:
…
Однажды Посланник Аллаха ﷺ вывел своего дядю и других из мечети, и сказал ему аль-‘Аббас: “Ты вывел нас, в то время как мы — твоя родня и твои дяди со стороны отца, и оставил ‘Али?”. [Пророк] ответил: “Не я вывел вас и оставил его, однако Аллах вывел вас и оставил его”».
📚 См. «аль-Мустадарак ‘аля ас-сахихайн» (4601).
Оценка:
Сказал доктор Мухаммад Камиль:
إسناده ضعيف جدًّا من أجل مسلم الملائي، فإنه متروك
«Иснад этого хадиса очень слабый из-за Муслима аль-Маляи, ибо он — оставленный передатчик».
📚 См. «аль-Мустадарак ‘аля ас-сахихайн» (5/556), изд. «ар-Рисаля».
7. Привёл имам ат-Табарани (ум. 360 г.х.):
حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ سَعِيدٍ الرَّازِيُّ قَالَ: نا سُوَيْدُ بْنُ سَعِيدٍ قَالَ: نا مُعَاوِيَةُ بْنُ مَيْسَرَةَ بْنِ شُرَيْحٍ قَالَ: نا الْحَكَمُ بْنُ عُتَيْبَةَ، عَنْ مُصْعَبِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ أَبِيهِ قَالَ: أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِسَدِّ الْأَبْوَابِ، إِلَّا بَابَ عَلِيٍّ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، سَدَدْتَ الْأَبْوَابَ كُلَّهَا، إِلَّا بَابَ عَلِيٍّ؟ قَالَ: مَا أَنَا سَدَدْتُ أَبُوابَكُمْ، وَلَكِنَّ اللَّهَ سَدَّهَا
لَمْ يَرْوِ هَذَا الْحَدِيثَ عَنِ الْحَكَمِ إِلَّا مُعَاوِيَةُ بْنُ مَيْسَرَةَ، تَفَرَّدَ بِهِ: سُوَيْدُ بْنُ سَعِيدٍ
«Передал нам ‘Али ибн Са’ид ар-Рази, который сказал: передал нам Сувайд ибн Са’ид, который сказал: передал нам Му’авия ибн Майсара ибн Шурайх, который сказал: передал нам аль-Хакам ибн ‘Утайба: от Мус’аба ибн Са’да: от его отца, что он сказал: “Посланник Аллаха ﷺ повелел закрыть двери, кроме двери ‘Али”. Люди сказали: “О Посланник Аллаха, ты закрыл все двери, кроме двери ‘Али?”, на что он ответил: “Не я закрыл ваши двери, однако Аллах закрыл их”.
Этот хадис не передал от аль-Хакама никто, кроме Му’авии ибн Майсары, и в нём уединился Сувайд ибн Са’ид».
📚 См. «Му’джам аль-аусат» (3930).
Оценка:
Этот иснад крайне слабый.
1. ‘Али ибн Са’ид ар-Рази — ненадёжный передатчик.
Сказал имам Хамза ас-Сахми (ум. 467 г.х.):
وسألت الدارقطني عن علي الرازي فقال ليس في حديثه كذاك فإنما سمعت بمصر أنه كان والي قرية وكان يطالبهم بالخراج فما كانوا يعطونه قال فجمع الخنازير في المسجد فقلت له إنما أسأل كيف هو في الحديث فقال قد حدث بأحاديث لم يتابع عليها ثم قال في نفس منه وقد تكلم فيه أصحابنا بمصر وأشار بيده وقال هو كذا وكذا كأنه ليس هو بثقة
«Я спросил ад-Даракутни про ‘Али ар-Рази, на что он сказал: “Его хадисы не такие хорошие. Я лишь слышал в Египте, что он был главой деревни, и он требовал от них налог, но ему не давали. Тогда он собрал свиней в мечети”. Я (Хамза) сказал ему: “Я лишь спрашиваю каков он в хадисах”. [Ад-Дарактуни] ответил: “Он передавал хадисы, за которыми не следуют. У меня неприязнь в душе к нему и его критиковали наши сподвижники в Египте, указывая на него рукой и говоря: “Он такой-то и такой-то”, словно он ненадёжный передатчик”».
📚 См. «Суалят» Хамзы ас-Сахми (348).
2. Сувайд ибн Са’ид — слабый передатчик, согласно слову ‘Али ибн аль-Мадини, Яхъи ибн Ма’ина, Ахмада в одном риваяте от него, аль-Бухари, ан-Насаи, ас-Саджи и других.
3. Му’авия ибн Майсара — неизвестный передатчик. Никто не посчитал его надёжным, кроме Ибн Хиббана (а он удостоверяет неизвестных), и я обнаружил его биографию в книгах по риджалю у шиитов-рафидитов.
8. Привёл имам аль-Баззар (ум. 292 г.х.):
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ مُوسَى الْقَطَّانُ، قَالَ: نا مُعَلَّى بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، قَالَ: نا شُعْبَةُ، عَنْ أَبِي بَلْجٍ، عَنْ مُصْعَبِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ أَبِيهِ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «سُدُّوا عَنِّي كُلَّ خَوْخَةٍ فِي الْمَسْجِدِ إِلَّا خَوْخَةَ عَلِيٍّ»
وَهَذَا الْحَدِيثُ قَدْ رُوِيَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مِنْ وُجُوهٍ وَلَا نَعْلَمُ يُرْوَى عَنْ سَعْدٍ، إِلَّا مِنْ هَذَا الطَّرِيقِ وَأَظُنُّ مُعَلًّى أَخْطَأَ فِيهِ لِأَنَّ شُعْبَةَ، وَأَبَا عَوَانَةَ، يَرْوِيَانِهِ عَنْ أَبِي بَلْجٍ، عَنْ عَمْرِو بْنِ مَيْمُونٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ وَهُوَ الصَّوَابُ
«Передал нам Мухаммад ибн Муса аль-Каттан, который сказал: передал нам Му’алля ибн ‘Абдуррахман, который сказал: передал нам Шу’ба: от Абу Бальджа: от Мус’аба ибн Са’да: от его отца, что он Пророк ﷺ сказал: “Закройте после меня все дверки в мечети, кроме двери ‘Али”.
Этот хадис передаётся от Пророка ﷺ по разным путям, однако я не знаю, чтобы он передавался от Са’да, кроме как по этому пути. И я думаю, что Му’алля ошибся в нём, ибо Шу’ба и Абу ‘Авана передавали его от Абу Бальджа от ‘Амра ибн Маймуна от Ибн ‘Аббаса, и это более правильно».
📚 См. «Муснад» аль-Баззара (1169).
Оценка:
Этот иснад крайне слабый.
Му’алля ибн ‘Абдуррахман — обвиненный во лжи и сочинении хадисов.
Сказал хафиз Ибн аль-Джаузи:
مُعلى بن عبد الرَّحْمَن الوَاسِطِيّ يروي عَن سُفْيَان الثَّوْريّ وَشريك قَالَ أَبُو حَاتِم الرَّازِيّ مَتْرُوك الحَدِيث وَضَعفه ابْن الْمَدِينِيّ وَذهب إِلَى أَنه كَانَ يضع الحَدِيث وَقَالَ أَبُو زرْعَة ذَاهِب الحَدِيث وَقَالَ ابْن حبَان يروي عَن عبد الرَّحْمَن بن جَعْفَر المقلوبات لَا يجوز الِاحْتِجَاج بِهِ إِذا انْفَرد وَقَالَ الدَّارَقُطْنِيّ ضَعِيف كَذَّاب وَكَانَ الدقيقي يثنى عَلَيْهِ وَقَالَ المُصَنّف قلت وَثمّ آخر يُقَال لَهُ (مُعلى بن عبد الرَّحْمَن) يروي عَن الْحُسَيْن بن زِيَاد لَا نعلم فِيهِ قدحا
«Му’алля ибн ‘Абдуррахман аль-Уасыти. Передаёт от Суфьяна ас-Саури и Шарика. Сказал Абу Хатим ар-Рази: “Его хадисы оставленные”. Его посчитал слабым Ибн аль-Мадини и пришёл к мнению, что он сочиняет хадисы. Сказал Абу Зур’а: “Его хадисы гиблые”. Сказал Ибн Хиббан: “Он передает от ‘Абдуррахмана ибн Джа’фара перевёрнутые хадисы. Не дозволено опираться на него, если он уединяется”. Сказал ад-Даракутни: “Слабый передатчик, лжец”. Что касается ад-Дакики, то он хвалил его. Я говорю: есть еще один Му’алля ибн ‘Абдуррахман, который передаёт от аль-Хусейна ибн Зияда. Относительно него мы не знаем слово критики».
📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (3370).
И как сказал сам имам аль-Баззар, более правильно, что этот хадис передаётся от Абу Бальджа от ‘Амра ибн Маймуна от Ибн ‘Аббаса, однако и этот иснад очень слабый, о чём мы поговорим в следующем разделе.
Хадис Ибн ‘Аббаса
9. Привёл имам ат-Тирмизи (ум. 279):
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ حُمَيْدٍ الرَّازِيُّ قَالَ: حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ المُخْتَارِ، عَنْ شُعْبَةَ، عَنْ أَبِي بَلْجٍ، عَنْ عَمْرِو بْنِ مَيْمُونٍ، عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَمَرَ بِسَدِّ الأَبْوَابِ إِلَّا بَابَ عَلِيٍّ
هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ لَا نَعْرِفُهُ عَنْ شُعْبَةَ بِهَذَا الإِسْنَادِ إِلَّا مِنْ هَذَا الوَجْهِ
«Передал нам Мухаммад ибн Хумейд ар-Рази, который сказал: передал нам Ибрахим ибн аль-Мухтар: от Шу’бы: от Абу Бальджа: от ‘Амра ибн Маймуна: от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ повелел закрыть двери, кроме двери ‘Али.
Этот хадис гариб. Мы не знаем его от Шу’бы, кроме как через этот иснад и только по этому пути».
📚 См. «Сунан» ат-Тирмизи (3732).
Оценка:
Этот иснад очень слабый.
В нём уединился Абу Бальдж.
‘Амр ибн Маймун неизвестен передачей от Ибн ‘Аббаса, кроме как через путь Абу Бальджа, а сам Абу Бальдж был из тех, кто ошибается в передаче, и он спутал ‘Амра ибн Маймуна с Маймуном Абу ‘Абдуллахом, который был слабым передатчиком.
Говорит хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали:
وذكر عبد الغني بن سعيد المصري الحافظ أن أبا بلج أخطأ في اسم عمرو بن ميمون هذا، وليس هو بعمرو بن ميمون المشهور، إنما هو ميمون أبو عبد الله مولى عبد الرحمن بن سمرة، وهو ضعيف
«Хафиз ‘Абд аль-Гани ибн Са’ид аль-Мисри упоминает, что Абу Бальдж ошибся в имени этого ‘Амра ибн Маймуна. И это не известный передатчик ‘Амр ибн Маймун, а Маймун Абу ‘Абдуллах — вольноотпущенник ‘Абдуррахмана ибн Самуры, и он слабый передатчик».
📚 См. «Шарх ‘иляль» (2/822).
Говорит шейх ‘Абдуллах ибн Фахд аль-Хулейфи:
ومما يقوي ذلك ، أن عمرو بن ميمون الأودي لا يعرف بالرواية عن ابن عباس وعبد الله بن عمرو بن العاص ، إلا من طريق أبي بلج
ويبعد أن تخفى روايته عن ابن عباس وعبد الله بن عمرو عن عامة أصحابه الثقات ويظهر ذلك لأبي بلج وقد تكلموا في حفظه ولعل ذلك من أسباب استنكار الأئمة لمروياته عن عمرو بن ميمون
«И то, что усиливает это мнение — это, что ‘Амр ибн Маймун аль-Ауди неизвестен передачей от Ибн ’Аббаса и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, кроме как через путь Абу Бальджа.
И невозможно, чтобы его сообщения от Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра были скрыты от большинства надёжных передатчиков, и не были скрыты от Абу Бальджа. И ведь его память была подвержена критике, и возможно поэтому имамы отвергали его передачу от ‘Амра ибн Маймуна».
📚 См. «Бахс фи маруийят Аби Бальдж аль-Фазари ‘ан ‘Амр ибн Маймун».
Из тех, кто критиковал Абу Бальджа — имам аль-Бухари и ас-Са’ди.
▪︎ Говорит имам Ибн ‘Ади:
سمعتُ ابن حماد يقول: قال البُخارِيّ يَحْيى بن أبي سليم أبو بلج الفزاري سمع مُحَمد بن حاطب، وعَمْرو بن ميمون فيه نظر
سمعتُ ابن حماد يقول: قال السعدي أبو بلج الواسطي غير ثقة
«Я слышал, как Ибн Хаммад говорил: “Аль-Бухари сказал: “Яхъя ибн Аби Сулейм, Абу Бальдж аль-Фазари слышал от Мухаммада ибн Хатыба и ‘Амра ибн Маймуны. В нём есть разногласие”.
Я слышал, как Ибн Хаммад говорил: ас-Са’ди сказал: “Абу Бальдж аль-Фазари не является надёжным передатчиком”».
📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (2128).
▪︎ Сказал Ибн Хиббан:
يحيى بن أبي سليم أَبُو بلج الْفَزارِيّ من أهل الْكُوفَة وَقَدْ قيل إِنَّه واسطي يروي عَن مُحَمَّد بن حَاطِب وَعَمْرو بن مَيْمُون روى عَنهُ شُعْبَة وهشيم كَانَ مِمَّن يُخطئ لم يفحش خَطؤُهُ حَتَّى اسْتحق التّرْك وَلَا أَتَى مِنْهُ مَا لَا يَنْفَكّ الْبشر عَنهُ فيسلك بِهِ مَسْلَك الْعُدُول
«Яхъя ибн Аби Сулейм, Абу Бальдж аль-Фазари — из числа людей Куфы. И было сказано: из Васыта. Он передавал от Мухаммада ибн Хатыба и ‘Амра ибн Маймуна, а от него передавал Шу’ба и Хушейм. Он был одним из тех, кто ошибался, однако его ошибка не доходило до такой степени, чтобы он заслуживал оставления. И от него не выявилось ничего такого, чтобы люди отделились от него, поэтому он находится на пути справедливых [передатчиков]».
📚 См. «аль-Маджрухин» (1195).
Сказал аз-Захаби:
ومن مناكيره: عن عمرو بن ميمون، عن ابن عباس – أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بسد الابواب إلا باب على رضي الله عنه
«Из числа его отвергаемых хадисов: от ‘Амра ибн Маймуна, от Ибн ‘Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал закрыть все двери, кроме двери ‘Али, да будет доволен им Аллах».
📚 См. «Мизан аль-и’тидаль» (4/384).
Таким образом, этот хадис — мункар и не является независимым, ибо мы уже приводили этот хадис от Маймуна Абу ‘Абдуллаха от Зейда ибн Аркама.
Очевидно Маймун Абу ‘Абдуллах приписывал этот хадис то Зейду ибн Аркаму, то Ибн ‘Аббасу.
Хадис Джабира ибн Самуры
10. Привёл имам ат-Табарани (ум. 360):
حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ نَائِلَةَ الْأَصْبَهَانِيُّ، حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ عَمْرٍو الْبَجَلِيُّ، ثنا نَاصِحٌ، عَنْ سِمَاكِ بْنِ حَرْبٍ، عَنْ جَابِرِ بْنِ سَمُرَةَ، قَالَ: أَمَرَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِسَدِّ أَبْوَابِ الْمَسْجِدِ كُلِّهَا غَيْرَ بَابِ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَقَالَ الْعَبَّاسُ: يَا رَسُولَ اللهِ قَدْرَ مَا أدْخُلُ أَنَا وَحْدِي وَأَخْرَجُ قَالَ: «مَا أُمِرْتُ بِشَيْءٍ مِنْ ذَلِكَ» فَسَدَّهَا كُلَّهَا غَيْرَ بَابِ عَلِيٍّ وَرُبَّمَا مَرَّ وَهُوَ جُنُبٌ
«Передал нам Ибрахим ибн Наиля аль-Асбахани: передал нам Исма’иль ибн ‘Амр аль-Баджали: передал нам Насых: от Симака ибн Харба: от Джабира ибн Самуры, что он сказал: “Посланник Аллаха ﷺ повелел закрыть все двери мечети, кроме двери ‘Али, да будет доволен им Аллах. Тогда сказал аль-‘Аббас: “О Посланник Аллаха, могу ли я зайти один и выйти?”. Он ответил: “Мне не было приказано что-либо из этого”, поэтому закрыл все двери, кроме двери ‘Али».
📚 См. «Му’джам аль-кабир» (2031).
Оценка:
Этот иснад очень слабый.
Сказал аль-Хейсами:
وفيه ناصح أبو عبد الله وهو متروك
«В иснаде Насых Абу ‘Абдуллах, а он — оставленный передатчик».
📚 См. «Маджма’ аз-заваид» (9/115).
Хадис Ибн ‘Умара
11. Привёл имам Ахмад (ум. 241 г.х.):
حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، عَنْ هِشَامِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ عُمَرَ بْنِ أَسِيدٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: كُنَّا نَقُولُ فِي زَمَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: رَسُولُ اللهِ خَيْرُ النَّاسِ، ثُمَّ أَبُو بَكْرٍ، ثُمَّ عُمَرُ وَلَقَدْ أُوتِيَ ابْنُ أَبِي طَالِبٍ ثَلَاثَ خِصَالٍ، لَأَنْ تَكُونَ لِي وَاحِدَةٌ مِنْهُنَّ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ زَوَّجَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ابْنَتَهُ وَوَلَدَتْ لَهُ، وَسَدَّ الْأَبْوَابَ إِلَّا بَابَهُ فِي الْمَسْجِدِ، وَأَعْطَاهُ الرَّايَةَ يَوْمَ خَيْبَرَ
«Передал нам Уаки’: от Хишама ибн Са’да: от ‘Амра ибн Асида: от Ибн ‘Умара, что он сказал: “Мы говорили во время Пророка ﷺ: “Посланника Аллаха — лучший из людей, затем Абу Бакр, а затем ‘Умар”. Что касается сына Абу Талиба, то ему было дано три качества, обладание одним из которых было бы любимее для меня, чем обладание красными верблюдами: Посланник Аллаха ﷺ выдал за него свою дочь и она родила ему детей; Пророк закрыл двери в мечети, кроме его двери; и он дал ему знамя в день Хайбара”».
📚 См. «Муснад» Ахмада (4797).
Оценка:
Сказал шейх Шу’айб аль-Арнаут:
إسناده ضعيف. هشام بن سعد ضعفوه، يكتب حديثه للمتابعات، ولا يحتج به
«Иснад этого хадиса слабый. Хишама ибн Са’да посчитали слабым. Его хадисы записываются в качестве подкрепляющего свидетельства, однако на них не опираются».
📚 См. «Муснад» Ахмада (8/416).
Более того, этот хадис пришёл по более достоверному иснаду и нет в нём упоминания ‘Али вообще.
Привёл имам Абу Дауд (ум. 275 г.х.):
حدَّثنا عثمانُ بنُ أبي شيبةَ، حدَّثنا أسودُ بنُ عامر، حدَّثنا عبدُ العزيز ابن أبي سَلَمة، عن عُبيد الله، عن نافعٍ عن ابن عمر، قال: كنَّا نقولُ في زمن النبيَّ- صلى الله عليه وسلم -: لا نَعدلُ بأبي بكرِ أحداً، ثم عُمرَ، ثم عثمان، ثم نتركُ أصحابَ النبيَّ – صلى الله عليه وسلم – لا نُفاضِلُ بينهم
«Передал нам ‘Усман ибн Аби Шейба: передал нам Асуад ибн ‘Амир: передал нам ‘Абд аль-‘Азиз ибн Аби Саляма: от ‘Убайдуллаха: от Нафи’: от Ибн ‘Умара, что он сказал: “Мы говорили во время Пророка ﷺ: “Мы не сравниваем с Абу Бакром кого-либо, затем с ‘Умаром, а затем с ‘Усманом”. Затем мы оставляли сподвижников Пророка ﷺ и не отдавали предпочтение одному над другим».
📚 См. «Сунан» Абу Дауда (4627). Иснад достоверный.
12. Привёл ат-Тахауи (ум. 321):
وَحَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيِّ بْنِ دَاوُدَ قَالَ: حَدَّثَنَا الْوَلِيدُ بْنُ صَالِحٍ النَّخَّاسُ قَالَ: حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللهِ بْنُ عَمْرٍو الرَّقِّيُّ , عَنْ زَيْدِ بْنِ أَبِي أُنَيْسَةَ , عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ , عَنِ الْعَيْزَارِ بْنِ حُرَيْثٍ قَالَ: كُنْتُ عِنْدَ ابْنِ عُمَرَ , فَسَأَلَهُ رَجُلٌ عَنْ عَلِيٍّ وَعُثْمَانَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا , فَقَالَ لَهُ: ” أَمَّا عَلِيٌّ , فَلَا تَسْأَلْنَا عَنْهُ , وَلَكِنِ انْظُرْ إِلَى مَنْزِلَتِهِ مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّهُ سَدَّ أَبْوَابَنَا فِي الْمَسْجِدِ غَيْرَ بَابِهِ , وَأَمَّا عُثْمَانَ , فَإِنَّهُ أَذْنَبَ ذَنْبًا يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ عَظِيمًا , عَفَا اللهُ عَزَّ وَجَلَّ عَنْهُ , وَأَذْنَبَ ذَنْبًا صَغِيرًا , فَقَتَلْتُمُوهُ
«Передал нам Мухаммад ибн ‘Али ибн Дауд, который сказал: передал нам аль-Уалид ибн Салих ан-Наххас, который сказал: передал нам ‘Убайдуллах ибн ‘Амр ар-Ракки: от Зейда ибн Аби ‘Унайсы: от Абу Исхака: от аль-‘Айзара ибн Хариса, что он сказал: “Я был у Ибн ‘Умара и некий мужчина спросил его об ‘Али и ‘Усмане, да будет доволен ими Аллах. Он ответил ему: “Что касается ‘Али, то не спрашивай нас о нём, однако посмотри на [близость] его дома к [дому] Посланника Аллаха ﷺ. Воистину, он закрыл все наши двери в мечети, кроме его двери. Что касается ‘Усмана, то он совершил тяжкий грех в день Ухуда, однако Аллах, Всемогущ Он и Велик, простил его, а затем совершил малый грех, но вы его убили”».
📚 См. «Шарх мушкиль аль-асар» (3558).
Оценка:
Передатчики этого хадиса достоверные, кроме того, что Абу Исхак ас-Саби’и передаёт его в форме му’ан’ан, а он — известный мудаллис. На это также указывал шейх Са’уд ибн ‘Айд в «аль-Ахадис аль-уарида» (6/381).
Кроме того, в этом пути явная ошибка в иснаде, ибо Абу Исхак во всех остальных путях передаёт этот хадис не от ‘Айзара ибн Хариса, а от аль-‘Аля ибн ‘Арара. Так это передаёт группа передатчиков от Абу Исхака, и только в этом иснаде Абу Исхак говорит: «от ‘Айзары ибн Хариса».
Это указывает на то, что Абу Исхак передал этот хадис Зейду ибн Аби ‘Унейсу с ошибками. Вдобавок, все остальные передатчики, которые взяли этот хадис от Абу Исхака не приводят добавку: «Воистину, он закрыл все наши двери в мечети, кроме его двери».
Ниже мы приведем все эти версии:
1. Версия Ма’мара от Абу Исхака.
Привёл ‘Абдурраззак ас-Сан’ани (ум. 211 г.х.):
عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنِ الْعَلَاءِ بْنِ عَرَّارٍ قَالَ: سَأَلْتُ ابْنَ عُمَرَ عَنْ عَلِيٍّ وَعُثْمَانَ، فَقَالَ: ” أَمَّا عَلِيٌّ فَهَذَا بَيْتُهُ – يَعْنِي: بَيْتُهُ قَرِيبٌ مِنْ بَيْتِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْمَسْجِدِ – وَسَأُحَدِّثُكَ عَنْهُ – يَعْنِي عُثْمَانَ – وَأَمَّا عُثْمَانُ رَحِمَهُ اللَّهُ، فَإِنَّهُ أَذْنَبَ فِيمَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ اللَّهِ ذَنْبًا عَظِيمًا فَغَفَرَ لَهُ، وَأَذْنَبَ فِيمَا بَيْنَهُ وَبَيْنَكُمْ ذَنْبًا صَغِيرًا فَقَتَلْتُمُوهُ
«От Ма’мара: от Абу Исхака: от аль-‘Аля ибн ‘Арара, который сказал: “Я спросил Ибн ‘Умара об ‘Али и ‘Усмане, на что он сказал: “Что касается ‘Али, то вот его дом, — т.е. его дом близок к дому Пророка ﷺ в мечети, — и я сообщу тебе о нём. Что касается ‘Усмана, да помилует его Аллах, то он совершил тяжкий грех между собой и Аллахом, однако Он простил его, а затем он совершил малый грех между собой и вами, но вы убили его”».
📚 См. «аль-Мусаннаф» ‘Абдурраззака (9766).
2. Версия Шу’бы от Абу Исхака.
Привёл имам ан-Насаи (ум. 303):
أخبرنَا إِسْمَاعِيل بن مَسْعُود الْبَصْرِيّ قَالَ حَدثنَا خَالِد عَن شُعْبَة عَن أبي إِسْحَاق عَن الْعَلَاء قَالَ سَأَلَ رجل ابْن عمر عَن عُثْمَان قَالَ كَانَ من الَّذين توَلّوا يَوْم التقى الْجَمْعَانِ فَتَابَ الله عَلَيْهِ ثمَّ أصَاب ذَنبا فَقَتَلُوهُ وَسَأَلَهُ عَن عَليّ فَقَالَ لَا تسال عَنهُ أَلا ترى قرب منزله من رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم
«Передал нам Исма’иль ибн Мас’уд аль-Басри, который сказал: передал нам Халид: от Шу’бы: от Абу Исхака: от аль-‘Аля, который сказал: “Спросил некий мужчина Ибн ‘Умара о ‘Усмане, на что он ответил: “Он был из тех, кто повернулся вспять в день Ухуда, однако Аллах принял его покаяние. Затем же он совершил грех, однако они убили его”. Затем тот спросил его об ‘Али, на что [Ибн ‘Умар] ответил: “Не спрашивай о нём. Разве ты не видишь близость его дома к [дому] Посланника Аллаха?”».
📚 См. «Хасаис ‘Али» (104).
3. Версия Зухейра от Абу Исхака.
Привёл имам ан-Насаи (ум. 303):
أَخْبرنِي هِلَال بن الْعَلَاء بن هِلَال قَالَ حَدثنَا حُسَيْن قَالَ حَدثنَا زُهَيْر عَن أبي إِسْحَاق عَن الْعَلَاء بن عرار قَالَ سَأَلت عبد الله بن عمر قلت أَلا تُحَدِّثنِي عَن عَليّ وَعُثْمَان قَالَ أما عَليّ فَهَذَا بَيته من بَيت رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وَلَا أحَدثك عَنهُ بِغَيْرِهِ وَأما عُثْمَان فَإِنَّهُ أذْنب يَوْم أحد ذَنبا عَظِيما فعفى الله عَنهُ وأذنب فِيكُم ذَنبا صَغِيرا فقتلتموه
«Сообщил мне Хиляль ибн аль-‘Аля ибн Хиляль, который сказал: передал нам Хусейн, который сказал: передал нам Зухейр: от Абу Исхака: от аль-‘Аля ибн ‘Арара, что он сказал: “Я спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: “Не сообщишь ли ты мне об ‘Али и ‘Усмане?”. Он сказал: “Что касается ‘Али, то вот его дом рядом с домом Посланника Аллаха ﷺ. И я не буду сообщать тебе о нём что-либо еще. Что касается ‘Усмана, то он совершил тяжкий грех в день Ухуда, однако Аллах простил его. Затем же он совершил малый грех среди вас, однако вы убили его”».
📚 См. «Хасаис ‘Али» (105).
4. Версия Исраиля от Абу Исхака.
Привёл имам ан-Насаи (ум. 303):
أخبرنَا أَحْمد بن سُلَيْمَان الرهاوي قَالَ حَدثنَا عبيد الله قَالَ حَدثنَا إِسْرَائِيل عَن أبي إِسْحَاق عَن الْعَلَاء بن عرار قَالَ سَالَتْ ابْن عمر وَهُوَ فِي مَسْجِد رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم عَن عَليّ وَعُثْمَان فَقَالَ أما عَليّ فَلَا تَسْأَلنِي عَنهُ وَانْظُر إِلَى منزله من رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم لَيْسَ فِي الْمَسْجِد بَيت غير بَيته وَأما عُثْمَان فَإِنَّهُ أذْنب ذَنبا عَظِيما يَوْم التقى الْجَمْعَانِ فعفى الله عَنهُ وَغفر لَهُ وأذنب فِيكُم ذَنبا دون ذَلِك فقتلتموه
«Сообщил нам Ахмад ибн Сулейман ар-Рахауи, который сказал: передал нам ‘Убайдуллах, который сказал: передал нам Исраиль: от Абу Исхака: от аль-‘Аля ибн ‘Арара, что он сказал: “Я спросил Ибн ‘Умара, когда он был в мечети Посланника Аллаха ﷺ об ‘Али и ‘Усмане, на что он сказал: “Что касается ‘Али, то не спрашивай меня о нем, а просто посмотри на близость его дома к дому Посланника Аллаха ﷺ. Нет в мечети другого [подобного] дома, кроме его дома. Что касается ‘Усмана, то он совершил большой грех в день Ухуда, однако Аллах простил его и помиловал, а затем он совершил грех среди вас меньше чем это, однако вы убили его”».
📚 См. «Хасаис ‘Али» (106).
Как мы видим, везде идёт иснад:
Абу Исхак — аль-‘Аля ибн ‘Арар — Ибн ‘Умар.
И этот иснад более правильный и об этом говорил имам Абу Хатим ар-Рази, как это передал его сын в своем «‘Иляль» (2659).
И как мы видим, в этих версиях вообще нет добавки о закрытии дверей, кроме двери ‘Али. Кроме того, аль-‘Аля ибн ‘Арар то говорит, что сам задал вопрос Ибн ‘Умару, то говорит, что это сделал кто-то другой.
Это еще одно указание на то, что либо между Абу Исхаком и аль-‘Аля есть слабый передатчик, либо Абу Исхак передавал эти хадисы, когда уже постарел и его память ухудшилась, поэтому в тексте есть путаница.
Сказал имам ат-Тирмизи:
أَبُو إِسْحَاقَ فِي آخِرِ أَمْرِهِ كَانَ قَدْ سَاءَ حِفْظُهُ
«Память Абу Исхака в конце его жизни ухудшилась».
📚«Сунан аль-кубра» (1/174).
13. Привёл имам ат-Табарани (ум. 360 г.х.):
حدثنا أحمدُ بن إسحاق الخَشَّاب الرَّقِّيُّ، ثنا عبد الله بن جعفر الرَّقِّيُّ، ثنا عُبَيدالله بن عمرو، عن زيد بن أبي أُنَيْسَة، عن أبي إسحاق ، عن العَلاء بن عِرَارٍ، قال: سُئل ابنُ عمر عن عليٍّ وعثمانَ؟ فقال: أمَّا عليٌّ فلا تَسْأَلُوا عنه؛ انظُروا إلى منزله من رسول الله صلى الله عليه وسلم؛ فإنه سَدَّ أبوابَنا في المَسْجد وأَقَرَّ بَابَهُ. وأمَّا عثمانُ فإنه أذنَبَ يومَ التَقى الجَمْعان ذنبًا عظيمًا، فعَفا الله عنهُ، وأذنَبَ فيكم ذنبًا دُونًا فقَتَلتُموه.
«Передал нам Ахмад ибн Исхак аль-Хашшаб ар-Ракки: передал нам ‘Абдуллах ибн Джа’фар ар-Ракки: передал нам ‘Убайдуллах ибн ‘Амр: от Зейда ибн Аби ‘Унайсы: от Абу Исхака: от аль-‘Аля ибн ‘Арара: что он сказал: “Ибн ‘Умар был спрошен про ‘Али и ‘Усмана, на что он сказал: “Что касается ‘Али, то не спрашивайте о нём. Взгляните на близость его дома к [дому] Посланника Аллаха ﷺ. Воистину, он закрыл наши двери в мечети и установил его дверь. Что касается ‘Усмана, то он совершил большой грех в день Ухуда, однако Аллах простил его. Среди ваш же он совершил меньший грех, однако вы убили его”».
📚«Му’джам аль-кабир» (13760).
Оценка:
Иснад этого хадиса слабый из-за неизвестности Ахмада ибн Исхака аль-Хашшаба. И это тот же самый иснад, что и предыдущий. В нём та же самая проблема: тадлис Абу Исхака и путаница в тексте.
Заключение
Как мы видим, все пути этого хадиса очень слабые и не годятся, чтобы подкрепить друг друга, и назвал этот хадис даже выдуманным еще хафиз Ибн аль-Джаузи (ум. 597) в своей книге «аль-Мауду’ат».
Самое сильное что есть у шиитов в этом разделе — это хадис Абу Исхака от аль-‘Аля ибн ‘Арара от Ибн ‘Умара, но в нём:
1. Тадлис Абу Исхака;
2. Путаница в иснаде;
3. Путаница в тексте;
4. Добавка о двери есть лишь в пути, где Абу Исхак допускает ошибку в иснаде.
И у этого хадиса есть и другие пути, однако все они крайне слабые.
Я буду пополнять эту статью, если шииты будут приводить всё новые пути.
И в заключение — хвала Аллаху, Господу миров!