1 — Привел Мухаммад ибн Йа’куб аль-Кулейни в своей книге:
(صحيح)
محمد بن يحيى ، عن عبد الله بن محمد ، عن علي بن الحكم ، عن أبان ، عن أبي عبد الله ( عليه السلام ) قال : إن للجمعة حقا وحرمة فإياك أن تضيع أو تقصر في شئ من عبادة الله والتقرب إليه بالعمل الصالح وترك المحارم كلها فإن الله يضاعف فيه الحسنات ويمحو فيه السيئات ويرفع فيه الدرجات ، قال : وذكر أن يومه مثل ليلته فإن استطعت أن تحييها بالصلاة والدعاء فافعل فإن ربك ينزل في أول ليلة الجمعة إلى سماء الدنيا فيضاعف فيه الحسنات ويمحو فيه السيئات وإن الله واسع كريم
«[Сообщил] Мухаммад ибн Яхъя, от ‘Абдуллаха ибн Мухаммада, от ‘Али ибн аль-Хакама, от Абана, от Абу ‘Абдуллаха, мир ему, что он сказал: “Воистину, у пятничного дня есть право и святость, поэтому остерегайтесь упустить или проявить небрежность к чему-либо из деяний поклонения Аллаху, а [также к поиску] близости к Нему посредством праведных дел и оставления всего запретного, ибо Аллах умножает в этот [день] благие дела и стирает плохие, и [кроме этого] возвышает [людей] в степенях”. И он упомянул, что день [пятницы] подобен её ночи, поэтому если ты в состоянии провести её в молитве и ду‘а, то делай [это], ибо твой Господь нисходит в первую часть ночи пятницы на небеса [этого] мира и приумножает в этот [день] благие дела и стирает плохие. Воистину, Аллах — Всеобъемлющий, Щедрый». См. “аль-Кафи” (3/235-236).
Сказал шиитский учёный Хади ан-Наджафи:
الرواية صحيحة الإسناد. و المراد بنزوله نزول رحمته أو ملائكة رحمته كما هو واضح.
«[Данная] передача является достоверной по иснаду. Под “нисхождением” же подразумеваются нисхождение Его милости или Его ангела милости, как это очевидно». См. “Маусу’а ахадис ахль аль-бейт” (12/369).
2 — Привел Мухаммад ибн Йа’куб аль-Кулейни в своей книге:
(صحيح على الظاهر)
علي بن محمد ، عن سهل بن زياد ، عن محمد بن عيسى قال : كتبت إلى أبي الحسن علي بن محمد عليهما السلام : جعلني الله فداك يا سيدي قد روي لنا : أن الله في موضع دون موضع على العرش استوى ، وأنه ينزل كل ليلة في النصف الأخير من الليل إلى السماء الدنيا ، وروي : أنه ينزل عشية عرفة ثم يرجع إلى موضعه ، فقال بعض مواليك في ذلك : إذا كان في موضع دون موضع ، فقد يلاقيه الهواء ويتكنف عليه والهواء جسم رقيق يتكنف على كل شئ بقدره ، فكيف يتكنف عليه جل ثناؤه على هذا المثال ؟ فوقع عليه السلام : علم ذلك عنده وهو المقدر له بما هو أحسن تقديرا واعلم أنه إذا كان في السماء الدنيا فهو كما هو على العرش ، والأشياء كلها له سواء علما وقدرة وملكا وإحاطة . وعنه ، عن محمد بن جعفر الكوفي ، عن محمد بن عيسى مثله .
«[Сообщил] ‘Али ибн Мухаммад, от Сахля ибн Зияда, от Мухаммада ибн ‘Исы, что он сказал: “Я написали письмо Абу-ль Хасану ‘Али ибн Мухаммаду, мир им, [говоря в ней]: “Да стану я выкупом за тебя, о мой господин! Нам передали, что Аллах находится в [одном] месте, [и не находится] в другом места, вознёсся на Трон, и что Он нисходит в последнюю треть каждой ночи на небеса [этого] мира. Также передается, что Он нисходит накануне дня ‘Арафа, а затем возвращается на Своё место. И сказали некоторые твои сторонники: “Если Он находится в [одном] месте, [и не находится] в другом месте, то значит воздух соприкасается с ним и он окружает Его, а ведь воздух является мягким телом, который окружает всякую вещь своим объемом, так как же он окружает Его, Достохвального, согласно этому допущению?”. [Имам же], мир ему, написал в ответ: “Знание этого находится у Него, и Он лучший из тех, у кого есть истинные размеры всего. Знай же, что если Он находится на небесах [этого] мира, то Он в таком же состоянии, в котором Он находится, будучи над Троном, и всякая вещь для Него имеет равное значение с точки зрения Его знания, силы, власти и владения”. [Также] подобное передается от него (т.е. от ‘Али ибн Мухаммада), от Мухаммада ибн Джа‘фара аль-Куфи, от Мухаммада ибн ‘Исы». См. «аль-Кафи» (1/126).
Мухаммад Бакыр аль-Маджлиси сказал:
الحديث الرابع : ضعيف ، وسنده الثاني صحيح على الظاهر.
«Четвертый хадис: слабый, однако иснад второго [хадиса] внешне является достоверным». См. «Мират аль-‘укъуль» (2/66).