В религии шиитов абсолютно дозволенным является смена пола как для мужчин, так и для женщин. Именно поэтому Иран лидирует по количеству операций по смене пола после Тайланда.
Приведем некоторые фетвы учёных и шейхов шиизма:
1️⃣ Марджа ат-таклид ‘Али ас-Систани:
Вопрос 101:
السؤال: ما هو حكم تغيير الجنس ؟ ماذا لو تغير جنس كل من الزوج والزوجة ؟ بأن صار الرجل امرأة والمرأة رجل ؟
«Каково положение смены пола? Что если как муж, так и жена сменят пол? Например, мужчина — на женщину, а женщина — на мужчину?».
الفتوى: يجوز في حد ذاته لو أمكن بصورة واقعية . وأما مجرد تغيير بعض الظواهر فلا يعد منه . ولو فرض تحقق ذلك بين الزوج والزوجة بطل العقد
«Фетва: само по себе это дозволено, если бы это было возможно в форме действительности (т.е. полная смена). Что касается простого изменения некоторых внешних форм, то это не считается таковым. И если предположить, что это случилось между мужем и женой, то их брак аннулируется».
🌐 Источник: официальный сайт ‘Али ас-Систани
2️⃣ Аятолла Мухаммад Хусейн Фадлюллах
📚 Говорит он в своей книге:
م – ٣٣ – هل يجوز إجراء عملية جراحية لتبديل الأعضاء التناسلية الداخلية و الخارجية الذكر و الأنثى؟
بعض الفقهاء يمكن أن يستدل بقوله تعالى: «و لأامرنهم فليغيرن خلق الله» (النساء/١١٩) على حرمة مثل هذه العمليات، ذلك لأن تغيير خلق الله من أفعال الشيطان، و ما يكون من أفعال الشيطان فهو محرّم، لكن هذا الوجه ليس قطعياً، و يمكن مناقشته، و بناء عليه نقول: ليس هناك مانع شرعي من أن تجرى عملية تحوّل المرأة إلى رجل و الرجل إلى امرأة. و يمكن إذا أصبحت المرأة رجلاً أن تتزوج، و زواجها شرعي، و العكس أيضاً صحيح في هذا المقام، فليس أساس للقول بتحريم مثل هذه العملية
✍️ «Вопрос 33: “Дозволено ли проводить хирургическую операцию, чтобы изменить внутренние и внешние половые органы у мужчин и женщин?”.
Некоторые правоведы могут аргументировать словами Всевышнего: {и прикажу им искажать творения Аллаха} («Женщины»/119) на запрет подобных операций. Это потому, что искажение творений Аллаха — из деяний шайтана, а то, что из деяний шайтана, является запретным. Однако это точка зрения не является категоричной, и это можно оспорить, поэтому относительно этого мы говорим: не существует шариатского запрета на проведение операций по превращению женщины в мужчину и мужчины в женщину. И если женщина стала мужчиной, она может выйти вступить в брак, а её брак является законным. Обратный случай тоже действителен в этой ситуации, поэтому нет оснований заявлять о запрете подобных операций».
📖 См. «Масаиль аль-фикхия» (стр. 176).
3️⃣ Аятолла Мухаммад Садык ар-Рухани:
سوال:هل يجوز تغير الجنس من ذكر الى انثى من غير اي سبب يعني ليس به نوع من اي مرض نفسي؟اذا كان الجواب يجوز هل يجوز الزواج منه؟
جواب: بسمه تعالي
لا اري مانعا من تغيير الجنس و علي تقدير التفسير – يجوز الزواج لانه حينئذ يكون انثي
«Вопрос: “Дозволена ли смена пола из мужчины в женщину без причины, то есть, [даже если] у человек нет какой-либо душевной болезни? Если это дозволено, то разрешено ли вступать в брак с этим человеком?”.
«Ответ: с Его Всевышним именем.
Я не вижу запрета на смену пола на основе этого объяснения. Брак же дозволен, так как он в это время будет женщиной».
🌐 Источник: сайт imamrohani.com
4️⃣ Так же:
سوال: ما حكم تغيير الجنس؟ كأن يتحول الذكر الى انثى، او العكس؟
جواب: باسمه جلت اسمائه
لا أرى وجها لعدم الجواز
«Вопрос: “Каково положение смены пола? Как, например, мужчина превращается в женщину, и наоборот?”».
«Ответ: с Его прекрасными именами.
Я не вижу довода на отсутствие дозволенности».
🌐 Источник: сайт imamrohani.com
5️⃣ Аятолла Рухуллах Мусави Хомейни
📚 Говорит Хомейни в одной из своих книг:
مسألة 1: الظاهر عدم حرمة تغيير جنس الرجل بالمرأة بالعمل وبالعكس، وكذا لايحرم العمل في الخُنثى ليصير ملحقاً بأحد الجنسين. وهل يجب ذلك لو رأت المرأة في نفسها تمائلات من سنخ تمائلات الرجل، أو بعض آثار الرجوليّة، أو رأى المرء في نفسه تمائلات الجنس المخالف أو بعض آثاره؟ الظاهر عدم وجوبه إذا كان الشخص حقيقة من جنس؛ ولكن أمكن تغيير جنسيّته بما يخالفه.
✍️ «Вопрос 1: очевидно отсутствие запрета на смену пола из мужчины в женщину через операцию, и наоборот. Точно также не запрещена операция в отношении гермафродита, чтобы привязать его к одному из полов. И обязана ли женщина сделать это, если она видит в себе склонность из основных склонностей мужчины или же некоторые деяния мужчин; или мужчина, если он видит в себе склонности противоположного пола или некоторые его деяния? Очевидно, что это не обязательно, если человек действительно из этого пола. Тем не менее, есть возможность сменить пол на тот, который является противоположным».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (1/992).
6️⃣ Так же:
مسألة 3: لو تزوّج امرأة فتغيّر جنسها فصارت رجلًا، بطل التزويج من حين التغيير وعليه المهر تماماً لو دخل بها قبل التغيير، فهل عليه نصفه مع عدم الدخول أو تمامه؟ فيه إشكال، والأشبه التمام. وكذا لو تزوّجت امرأة برجل فغيّر جنسه بطل التزويج من حين التغيير، وعليه المهر مع الدخول، وكذا مع عدمه على الأقوى
✍️ «Вопрос 3: если женщина выйдет замуж, а затем сменит свой пол и станет мужчиной, то её брак аннулируется из-за этой смены, однако на [мужчине] лежит обязанность полностью выплатить махр, если он вошёл в неё до того, как она сменила [пол], но если он не вошёл, должен ли он выплатить половину или же полный объем? В этом есть проблема, и более вероятно, что полный объем. То же самое если женщина выйдет замуж за мужчину, а тот сменит свой пол. Брак аннулируется из-за смены [пола]. И на нём лежит обязанность [выплатить] махр, если он вошёл [во влагалище], и даже если не вошёл по наиболее сильному мнению».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (2/597).
7️⃣ Так же:
مسألة 4: لو تغيّر الزوجان جنسهما إلى المخالف، فصار الرجل امرأة وبالعكس، فإن كان التغيير غير مقارن فالحكم كما مرّ، وإن قارن التغاير فهل يبطل النكاح أو بقيا على نكاحهما وإن اختلفت الأحكام، فيجب على الرجل الفعلي النفقة وعلى المرأة الإطاعة؟ الأحوط تجديد النكاح، وعدم زواج المرأة الفعليّة بغير الرجل الذي كان زوجته إلّابالطلاق بإذنهما؛ وإن لايبعد بقاء نكاحهما
✍️ «Вопрос 4: если оба супруга сменят пол на противоположный — мужчина станет женщиной и наоборот — и если смена не была относительной, то его положение как в предыдущем [вопросе]. Если же различия сильные, то аннулируется ли брак или же они оба остаются на своём браке, даже если законоположения разные? И должен ли реальный мужчина тратить на [жену], а жена подчиняться [мужу]? Безопаснее всего обновить брак, и не сочетаться в браке с реальной женщиной никому, кроме мужчины, с которым она была в браке, если только они не согласятся на разводе. В этом случае, их брак не продолжается».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (2/597).
8️⃣ Так же:
مسألة 5: لو تغيّر جنس المرأة في زمان عدّتها سقطت العدّة حتّى عدّة الوفاة
«Вопрос 5: если женщина сменит пол во время её ‘идды, то она отпадает, и даже ‘идда по причине смерти мужа».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (2/597).
9️⃣ Так же:
مسألة 6: لو تغيّر جنس الرجل إلى المخالف فالظاهر سقوط ولايته على صغاره، ولو تغيّر جنس المرأة لايثبت لها الولاية على الصغار، فولايتهم للجدّ للأب، ومع فقده للحاكم
«Вопрос 6: если мужчина сменит пол на противоположный, то очевидно, что с него спадает опекунство над малыми детьми. Если же женщина сменит пол, то ей не утверждается опекунство над малыми детьми. Опекунство же переходит к дедушке со стороны отца по решению судьи».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (2/597).
1️⃣0️⃣ Так же:
مسألة 7: لو تغيّر جنس كلّ من الأخ والاخت بالمخالف لم ينقطع انتسابهما، بل يصير الأخ اختاً وبالعكس. وكذا في تغيير الأخين أو الاختين، ولو تغيّر العمّ صار عمّة وبالعكس، والخال خالة وبالعكس وهكذا، فلو مات عن ابن جديد وبنت جديدة للذكر الفعلي ضعف الانثى الفعليّة، وهكذا في سائر طبقات الإرث. لكن يبقى الإشكال في إرث الأب والامّ والجدّ والجدّة، فلو تغيّر جنس الأب إلى المخالف لايكون فعلًا أباً ولا امّاً، وكذا في تغيير جنس الامّ، فإنّ الرجل الفعلي لايكون امّاً ولا أباً. فهل يرثان بلحاظ حال التوليد أو لأجل الأقربيّة والأولويّة أو لايرثان؟ فيه تردّد، والأشبه الإرث، والظاهر أنّ اختلافهما في الإرث بلحاظ حال انعقاد النطفة، فللأب حال الانعقاد ثلثان، وللُامّ ثلث، والأحوط التصالح
«Вопрос 7: если брат и сестра сменят пол на противоположный, то их родство не разрывается. Напротив! Брат становится сестрой и наоборот. То же самое в случае смены пола двух братьев или двух сестер. Если дядя со стороны отца сменил пол, то он становится тёткой со стороны отца и наоборот, а дядя со стороны матери — тёткой со стороны матери и наоборот. Если же он умер, оставив новорожденного сына или дочку, то реальному мужчине полагается вдвое больше, чем реальной женщине. И так во всех случаях вопроса наследства. Однако остается проблема в отношении наследования отца, матери, дедушки и бабки. Если пол отца меняется на противоположный, то в реальности он не является ни отцом, ни матерью. То же самое и при изменении пола матери. Реальный мужчина не становится ни матерью, ни отцом. Так наследуют ли им из-за наблюдения за состоянием рождения или же по причине родства и приоритета, или же не наследуют им? В этом есть сомнение, и более вероятно, что наследование есть. Очевидно, разница в наследовании наблюдается в момент сгущения сперматозоида (т.е. когда человек в утробе матери), поэтому отцу во время сгущения полагается две трети, а матери — одна треть, но безопаснее прийти к соглашению».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (2/597-598).
1️⃣1️⃣ Так же:
مسألة 8: لو تغيّر جنس الامّ، فهل تكون بعد الرجوليّة محرماً لحليلة ابنها كالأب أم لا؟ لايبعد على إشكال. ولو تغيّر جنس الأب، فهل يكون في حال انوثيّته محرماً لابنه وإن لم يكن امّاً له؟ الظاهر ذلك. ولو تغيّرت زوجة الابن وصارت رجلًا، فهل هي محرم على امّ زوجها السابق؟ لايبعد ذلك على إشكال
«Вопрос 8: если пол матери изменится, то становится ли она после её возмужания запретной для супруги его сына, подобно отцу, или же нет? Вполне вероятно из-за этой проблемы. Если же изменится пол отца, то становится ли он во время его женственности махрамом для своего сына, даже если он не является его матерью? Очевидно, что так. Если же невестка сменит пол и станет мужчиной, то становится ли она запретной для матери предыдущего мужа? Вполне вероятно из-за этой проблемы».
📖 См. «Тахрир аль-уасиля» (2/598).
🚀 Подписывайтесь на наш Телеграм: @antishia_com