С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними в благом вплоть до Судного дня! Мы свидетельствуем, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник.
Как известно, согласно ‘акыде приверженцев Сунны, существует 6 столпов имана, а именно — вера в Аллаха, в ангелов, в Писания, в пророков, в Судный день, и предопределение хорошего и плохого.
Всевышний Аллах говорит: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (Коран, сура «аль-Бакара», аят 177).
А также: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (Коран, сура «аль-Камар», аят 49).
И это также зафиксировано в известном хадисе, называемый “хадисом Джибрииля”, где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ ، وَمَلاَئِكَتِهِ ، وَكُتُبِهِ ، وَرُسُلِهِ ، وَالْيَومِ الآخِرِ ، وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ
«(Суть имана заключается в том), чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».
Этот хадис привели Муслим (8), Абу Дауд (4695), ат-Тирмизи (2610), Ибн Маджа (63) и Ахмад (367).
У шиитов же столпы имана разнятся от ученого к ученому, ибо у них нет определенного консенсуса насчет них, однако в одном столпе они единогласны без колебаний — это “имамат”.
Понятие “имамата” в шиизме отличается от того, что принято считать имаматом в исламской теологии. И одним из отличительных черт шиитской доктрины “имамата” заключается в том, что она считается выше “нубувата” (пророчества). Иными словами, шииты считают, что их 12 имамы превыше всех пророков и посланников Аллаха вместе взятых, за исключением последнего из них — Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом недвусмысленно пишут крупнейшие теологии имамитского толка. Приведем высказывания лишь некоторых из них.
1. Говорит Ни’матуллах аль-Джазаири:
اعلم أنه لا خلاف بين أصحابنا رضوان الله عليهم في أشرفية نبينا على سائر الأنبياء عليهم السلام للأخبار المتواترة وإنما الخلاف في أفضلية أمير المؤمنين والأئمة الطاهرين عليهم السلام على الأنبياء ما عدا جدهم. فذهب جماعة: إلى أنهم أفضل من باقي الأنبياء ما خلا أولي العزم فإنهم أفضل من الأئمة، وبعضهم إلي المساواة، وأكثر المتأخرين إلى أفضلية الأئمة عليهم السلام على أولي العزم وغيرهم، وهوالصواب
«Знай, что нет разногласия между нашими сторонниками в вопросе превосходства нашего Пророка над остальными пророками, мир им, из-за многочисленных сообщений. Разногласие же существует лишь в вопросе превосходства повелителя правоверных (т.е. ‘Али) и остальных пречистых имамов над всеми пророками, исключая деда имамов (т.е. Мухаммада). И группа шиитов пришла к выводу, что имамы лучше всех пророков, не считая Пророков «обладателей решимости», ибо Пророки из числа «обладателей решимости» превосходят имамов. Некоторые же пришли к выводу о равенстве (между ними). Большинство же поздних шиитов склоняются к мнению, что имамы превосходят как пророков «обладателей решимости», так и других (пророков без исключений), и это мнение — правильное». См. “аль-Ануар ан-ну’мания” (1/20-21).
2. Говорит Ибн Мутаххир аль-Хилли:
الإمامة لطف عام ، والنبوة لطف خاص لامكان خلو الزمان من نبي حي ، بخلاف الإمام لما سيأتي ، وإنكار اللطف العام شر من إنكار اللطف الخاص ، وإلى هذا أشار الصادق عليه السلام بقوله عن منكر الإمامة أصلا ورأسا وهو شرهم
«Имамат — общее благо, а пророчество (нубуват) – частное благо. Время может существовать без живого пророка, в отличии от имама, пока он не придет. И отвержение общего блага хуже, чем отвержение частного блага. И на это указал ас-Садик, мир ему, сказав: “Отвергающий имамат полностью — худший из людей!”» См. “аль-Альфайн” (стр.23).
3. Говорит ‘Абд аль-Хусейн Дастагъейб:
وأئمتنا الاثنا عشر عليهم السلام أفضل من جميع الأنبياء باستثناء خاتم الأنبياء صلى الله عليهم وسلم ولعل أحد أسباب ذلك هوأن اليقين لديهم أكثر
«И наши 12 имамов превосходят абсолютно всех пророков, исключая Печати пророков — Мухаммада, да благословит их всех Аллах и приветствует. И, может быть, одной из причин этого является то, что у них больше убежденности». См. “аль-Йакъин” (стр. 46).
4. Говорит аятолла аль-Хомейни:
فإن للإمام مقاما محموداً، ودرجة سامية، وخلافة تكوينية تخضع لولايتها وسيطرتها جميع ذرات هذا الكون. وإن من ضروريات مذهبنا أن لأئمتنا مقاماً لا يبلغه ملك مقرب ولا نبي مرسل
«Поистине имаму принадлежит похвальная степень, высокое положение и бытийное правление. Покровительству имама и его власти подчинились все частички этой Вселенной. И поистине, из необходимых предметов веры нашего мазхаба — это убежденность, что нашим имамам принадлежит такая степень, до которой не дойти ни приближенному ангелу, ни посланному Пророку». См. “аль-Хукумат аль-ислямия” (стр.52).
И подобных слов в книгах шиитских ученых — великое множество. Однако эти ложные утверждения относительно превосходства имамов над пророками уничтожаются лишь одним аятом Корана, но перед тем как мы его приведем, мы должны задаться двумя вопросами:
1. Дозволено ли верующему просить Всевышнего сделать его пророком?
Ответ: конечно же, нет, так как Всевышний Аллах говорит: «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков» (Коран, сура «аль-Ахзаб», аят 40).
Одним из необходимых условий имана — это вера в то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — последний из пророков, и после него не будет никакого пророка.
Следовательно, кто просит Аллаха сделать его пророком, тот не верит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — последний из пророков, поэтому он становится неверующим (кафиром).
2. Однако дозволено ли верующему просить Всевышнего сделать его имамом?
Ответ: да, это дозволено! Доказательством же служит следующий аят Корана:
وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
«Они говорят: “Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших
супругах и потомках и сделай нас имамами для богобоязненных”»
(Коран, сура «аль-Фуркан», аят 74).
В этом аяте Всевышний рассказывает о Своих праведных рабах, которых Он называет «рабами Милостивого» в 63 аяте этой же суры. И вплоть до 76 аята Он описывает их качества. В 74 же аяте Он отмечает, что одним из похвальных качества этих рабов Милостивого является их мольба с просьбой сделать их семьи праведными, а их самих сделать имамами для богобоязненных верующих.
Этот аят нарушает основной принцип имамата шиитов — превосходство имамов над пророками.
1. Если предположить, что имамат подразумевает политическую власть, то в таком случае единственное, что можно сказать: имамат является частью пророчества, но никак не отдельным столпом имана, который превосходит его, поскольку пророк ‘Иса, мир ему, являясь пророком из числа «обладателей решимости», был выше пророков Сулеймана и Давуда, которые в отличии от него имели политическую власть. Более того, кроме ‘Али и Хасана, да будет ими доволен Аллах, ни один из имамов шиитов, не имел политической власти и по сравнению с ‘Исой, мир ему, они все вместе взятые не оказали такого влияния, какое ‘Иса оказал на все человечество!
2. Если же они скажут, что имамат не политическая власть, то действительно, по каким критериям ‘Иса не был имамом? Люди следовали ему? Следовали. Подчинились? Подчинились. Толпами стекались к нему для того, чтобы уверовать? Стекались.
Кроме того ‘Иса не делал такъию, а смело делал призыв, несмотря на гонения римлян и фарисеев, а почти вся жизнь шиитских имамов прошла в такъие, и при любой мнимой угрозе, они тут же начинали лгать и отрекаться от шиитских убеждений, согласно источникам самих же шиитов.
Почему же тогда шииты считают, что их имамы выше, чем ‘Иса и остальные пророки?
Этот аят озадачил еще самых первых рафидитов. Он был настолько большой проблемой для шиитской доктрины, что шииты выдумали от имени имама Джа’фара ас-Садыка хадис, что якобы этот аят является искаженным и был ниспослан по другому! Об этом упоминает шиитский муфассир, ‘Али ибн Ибрахим аль-Кумми, в своей книге:
واما ما هو كان على خلاف ما انزل الله فهو قوله ” كنتم خير امة اخرجت للناس تأمرون بالمعروف وتنهون عن المنكر وتؤمنون بالله ” فقال ابوعبد الله عليه السلام لقاري هذه الآية خير امة يقتلون امير المؤمنين والحسن والحسين بن علي عليه السلام؟ فقيل له وكيف نزلت يا ابن رسول الله؟ فقال انما نزلت ” كنتم خير ائمة اخرجت للناس ” الا ترى مدح الله لهم في آخر الآية ” تأمرون بالمعروف وتنهون عن المنكر وتؤمنون بالله ” ومثله آية قرئت على ابى عبدالله عليه السلام ” الذين يقولون ربنا هب لنا من ازواجنا وذرياتنا قرة اعين واجعلنا للمتقين اماما ” فقال ابوعبدالله عليه السلام لقد سألوا الله عظيما ان يجعلهم للمتقين اماما فقيل له يابن رسول الله كيف نزلت؟ فقال انما نزلت ” الذين يقولون ربنا هب لنا من ازواجنا وذرياتنا قرة اعين واجعل لنا من المتقين اماما “
«Что касается того, что противоречит тому, что ниспослал Аллах, то это — Его слова: “Вы являетесь лучшей из общин (умма), появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое и удерживая от предосудительного, и веруя в Аллаха”. Сказал Абу ‘Абдуллах, мир ему, тому, кто читал этот аят со словами: «Лучшая из общин убила повелителя правоверных, аль-Хасана и аль-Хусейна ибн ‘Али, мир ему?». Его спросили: «О потомок Посланника Аллаха, как же это было ниспослано?». Он ответил: «Вы являетесь лучшими из имамов (аимма), появившихся на благо человечества». Разве вы не видите, как похвалил их Аллах в конце аята: “повелевая совершать одобряемое и удерживая от предосудительного, и веруя в Аллаха”?.
Подобное произошло, когда в присутствии Абу ‘Абдуллаха, читали аят: “Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас (уадж’альна) имамами для богобоязненных (ли-ль муттакъина)»”. Сказал Абу ‘Абдуллах, мир ему: «Они просили Великого Аллаха, чтобы он сделал для них богобоязненных имамов». Его спросили: «О потомок Посланника Аллаха, как же это было ниспослано?». Он сказал: «Он был ниспослан только так: “Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай для нас (уадж’аль ляна) имама из богобоязненных (мин аль-муттакъин)»”». См. «Тафсир аль-Кумми» (1/10).
Шиитские имамы ни имели ни политической власти, ни Писания, почти всю жизнь прибегали к такъие и лишь отвечали на вопросы своих учеников и других людей, так чем же они выше пророков!? Пророки Господа имели Писания, храбро призывали людей на пути к Аллаху, не боялись смерти, а смотрели ей в глаза, твердили истину, терпели величайшие испытания от своих народов. Почему же шииты считают, что их имамы выше пророков? Любой здравомыслящий скажет обратное, и это — истина, в которой нет и тени сомнения.
«Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь — Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию, Йахйу, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также Исмаила, Альяcу, Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами» (Коран, сура «аль-Анам», 83-86).