Подготовила:
Администрация сайта Anti-Shia.com
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Это небольшое опровержение на статью Амина Рамина: «Пост в день Ашуры», где он каким-то чудесным образом увидел противоречия в суннитских хадисах, которые говорят о желательности поста в день ‘Ашуры.
1. Говорит рафидит:
В суннитских источниках присутствуют сильнейшие противоречия по поводу поста в день Ашуры.
В «Сахихе» Бухари читаем хадис от Айши:
عَنْ عَائِشَةَ رضى الله عنها قَالَتْ: كَانَ يَوْمُ عَاشُورَاءَ تَصُومُهُ قُرَيْشٌ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَصُومُهُ، فَلَمَّا قَدِمَ الْمَدِينَةَ صَامَهُ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تَرَكَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ، فَمَنْ شَاءَ صَامَهُ، وَمَنْ شَاءَ تَرَكَهُ
От Айши, что она сказала: «В день Ашуры постились курайшиты во время джахилии. И Посланник Аллаха (С) постился в этот день. И он постился в этот день, когда пришёл в Медину и велел поститься в него. Но когда Аллах предписал пост в месяц рамадан, он оставил пост в день Ашура, и кто хочет — постится в него, а кто хочет — оставляет».
(«Сахих» Бухари, том 2, С. 250, хадис 2002).
Во многом основываясь на этом хадисе, факихи «ахлу сунна» дают фетвы о желательности поста в день Ашуры. Однако в том же самом «Сахихе» Бухари читаем хадис, который говорит о том, что арабы при джахилии не были знакомы с постом в день Ашуры:
حَدَّثَنَا أَبُو مَعْمَرٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْوَارِثِ حَدَّثَنَا أَيُّوبُ حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ عَنْ أَبِيهِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ — رضى الله عنهما — قَالَ قَدِمَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — الْمَدِينَةَ. فَرَأَى الْيَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ. فَقَالَ «مَا هَذَا». قَالُوا هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ. هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِى إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ. فَصَامَهُ مُوسَى. قَالَ «فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ». فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ.
Пророк (С) пришёл в Медину и увидел, как иудеи постятся в день Ашуры. Он спросил: «Что это?» Они сказали: «Это — праведный день. Это — день, когда Аллах спас народ Исраиля от его врагов. Муса (А) постился в этот день». Он сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». И он стал поститься в этот день и велел поститься в него.
(«Сахих» Бухари, том 2, С. 251, хадис 2004).
Как видим, этот хадис полностью противоречит предыдущему. Первый говорит о том, что арабы во время джахилии и Посланник Аллаха (С) постились в этот день, и Пророк (С) продолжал поститься в него до ниспослания аятов о месяце рамадан. Однако второй хадис утверждает, что Посланник Аллаха (С) не только не постился в этот день, но даже не знал о самом его существовании. Увидев, как иудеи постятся в этот день, он с удивлением спросил, что они делают, и (якобы) перенял этот пост у них.
Ответ:
Между этими хадиса нет абсолютно никакого противоречия.
Совмещается всё это очень легко:
Посланник Аллаха ﷺ постился в день ‘Ашуры вместе с курайшитами во времена джахилии, однако когда Всевышний Аллах сделал его пророком, то он оставил все религиозные ритуалы, которые он соблюдал во время джахилии, включая пост в этот день.
Когда же он прибыл в Медину, то увидел, что оказывается люди Писания тоже постятся в этот день и спросил их: «Что это?», т.е. в чём причина того, что вы поститесь в этот день? Они же ответили, что постятся в качестве благодарности Аллаху за то, что Он спас их народ от Фараона в этот день, и добавили, что Муса также постился в этот день, на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы», и велел поститься в этот день своей общине.
Когда же Аллах предписал пост в месяц Рамадан, то обязательность поста в день ‘Ашуры спала, поэтому кто хочет поститься в этот день — постится, а кто не хочет — не постится.
И нет ничего такого в том, что этот день чтили иудеи, ведь в чём-то они были на истине, поэтому Посланник Аллаха ﷺ изначально молился в сторону аль-Аксы и подражал людям Писания в некоторых религиозных и бытовых вопросах, в том, в чём не было прямого приказа или запрета от Аллаха.
▪︎ Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):
حَدَّثَنَا عَبْدَانُ، حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ، عَنْ يُونُسَ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، قَالَ أَخْبَرَنِي عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُتْبَةَ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ ـ رضى الله عنهما ـ أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يَسْدِلُ شَعْرَهُ، وَكَانَ الْمُشْرِكُونَ يَفْرُقُونَ رُءُوسَهُمْ، وَكَانَ أَهْلُ الْكِتَابِ يَسْدِلُونَ رُءُوسَهُمْ، وَكَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يُحِبُّ مُوَافَقَةَ أَهْلِ الْكِتَابِ فِيمَا لَمْ يُؤْمَرْ فِيهِ بِشَىْءٍ، ثُمَّ فَرَقَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم رَأْسَهُ.
«Передал нам ‘Абдан: передал нам ‘Абдуллах: от Юнуса: от аз-Зухри, который сказал: сообщил мне ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба: от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обеими Аллах, что Пророк ﷺ распускал волосы, тогда как многобожники расчёсывали их на пробор. Люди Писания [тоже] распускали волосы, а Пророк ﷺ любил следовать примеру людей Писания в том, относительно чего он не получал никаких велений [свыше], однако потом Пророк ﷺ стал расчёсывать волосы на пробор».
📚См. «Сахих» аль-Бухари (3944).
2. Говорит рафидит:
И вот ещё третий хадис из того же «Сахиха» Бухари, который противоречит первым двум:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ رضى الله عنهما قَالَ: صَامَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم عَاشُورَاءَ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تُرِكَ. وَكَانَ عَبْدُ اللَّهِ لاَ يَصُومُهُ، إِلاَّ أَنْ يُوَافِقَ صَوْمَهُ
От Ибн Умара: «Пророк (С) постился в день Ашуры и велел поститься в этот день. Но когда Аллах велел поститься в месяц рамадан, пост в день Ашуры был оставлен. И Абдуллах не постился в этот день, разве что когда он совпадал с его постом».
(«Сахих» Бухари, том 2, С. 226, хадис 1892).
Тут уже говорится, что Посланник Аллаха (С) велел оставить пост в день Ашуры.
Таким образом, мы видим три хадиса в «Сахихе» Бухари, и все они противоречат друг другу. Зададимся вопросом: почему? Ответ ясен: потому что все эти хадисы были приписаны Посланнику Аллаха (С) задним числом. Но поскольку у фабрикаторов не было ясного плана, каждый из них говорил то, что захочет, а потому тут столько противоречий.
Ответ:
Не совсем ясно, каким образом этот хадис противоречит первым двум? Он совпадает с хадисом ‘Айши, да будет доволен ею Аллах. Когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, то пост в день ‘Ашуры стал обязательным для мусульман. А когда Аллах предписал пост в месяц Рамадан, то пост в день ‘Ашуры был упразднён и стал лишь желательным, поэтому кто хочет постится — тот постится в этот день, а кто не хочет — тот не постится, и Ибн ‘Умар предпочёл не поститься, если только этот день не совпадал с его регулярными постами.
3. Говорит рафидит:
Другая проблема состоит в том, что, согласно суннитским хадисам, получается, что Посланник Аллаха (С) сам не выполнял ту сунну, которую велел исполнять другим. Например, Хейсами приводит:
ان رسول الله صلى الله عليه وسلم أمر بصوم عاشوراء وكان لا يصومه
«Посланник Аллаха (С) велел поститься в день Ашуры, но сам не постился в этот день«.
(«Маджму заваид» Хейсами, том 3, С. 186).
Каким образом Посланник Аллаха (С) мог не соблюдать свою собственную сунну? Очевидно, что этот риваят был придуман для того, чтобы опровергнуть возражения тех, кто ещё успел застать Пророка (С) и знал, что он не постился в день Ашуры: якобы он велел поститься в этот день, хотя сам и не постился. Таким образом, перед нами еще одна омейядская хитрость.
Ответ:
О лживый последователь пердуна Зурары, что же ты не привёл комментарий самого аль-Хейсами?
Он же говорит:
رَوَاهُ أَبُو يَعْلَى، وَفِيهِ أَبُو هَارُونَ الْعَبْدِيُّ، وَهُوَ ضَعِيفٌ
«Этот хадис передал Абу Я’ла и в его иснаде есть Абу Харун аль-‘Абди, а он — слабый передатчик».
📚См. «Маджма’ аз-заваид» (3/186).
Таким образом, нет никаких противоречий между хадисами об ‘Ашуре в суннитских книгах.