С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Приводят шииты на своих сайтах следующий хадис, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снарядив войско Усамы, сказал: «Аллах проклял того, кто отказался присоединиться к войску Усамы», а ведь известно, что Абу Бакр не вышел в поход с этим войском, так как он остался в Медине, чтобы заниматься своими делами в качестве нового правителя.
ОТВЕТ:
Этот хадис является отвергаемым (мункар). Его приводит Абу Бакр аль-Джаухари в «Китаб ас-сакъифа» (стр.76-77) по следующему иснаду:
(منكر)
حدثنا أحمد بن إسحاق بن صالح، عن أحمد بن سيار، عن سعيد بن كثير الأنصاري عن رجاله، عن عبد الله بن عبد الرحمن
«Передал нам Ахмад ибн Исхак ибн Салих, от Ахмада ибн Саййара, от Са’ида ибн Касира аль-Ансари, от его людей, от ‘Абдуллаха ибн ‘Абдуррахмана».
1️⃣ Автор самой книги, Абу Бакр аль-Джаухари, неизвестен у Ахль ас-Сунна своими знаниями и приверженностью к Сунне, однако даже наоборот, шиитский ученый Абу Джа’фар ат-Туси упомянул его в своей книге «аль-Фихрист» (стр. 83), где он, перечисляя шиитских передатчиков, говорит:
أحمد بن عبد العزيز الجوهري، له كتاب السقيفة
«[110] 48 – Ахмад ибн ‘Абд аль-‘Азиз аль-Джаухари. Ему принадлежит “Китаб ас-сакъифа”».
Однако шиит-му’тазилит Ибн Аби-ль Хадид перечислил его в ряды суннитских ученых.
Сказал шиитский ученый, сейид аль-Хой в “Му’джам риджаль аль-хадис” (2/142):
أقول: صريح كلام ابن أبى الحديد: أن الرجل من أهل السنة، ولكن ذكر الشيخ له في الفهرست: كاشف عن كونه شيعيا، وعلى كل حال فالرجل لم تثبت وثاقته، إذ لا اعتداد بتوثيق ابن أبي الحديد
«Я говорю, что из слов Ибн Аби-ль Хадида ясно, что этот человек — из числа Ахль ас-Сунна, однако шейх [ат-Туси] упомянул его в “аль-Фихрист”, раскрывая его личность, в качестве шиита. Так или иначе, надежность этого человек не является подтвержденной, если только не учитывать подтверждение Ибн Аби-ль Хадида».
Следовательно, этот человек является шиитом.
2️⃣ Са’ид ибн Касир передает этот хадис «от своих людей». Кто эти люди? Неизвестно.
3️⃣ ‘Абдуллах ибн ‘Абдуррахман также неизвестен (маджхуль аль-халь). Сказал шейх аль-Альбани в “Сильсиля аль-ахадис ад-да’ифа” (10/719), №4972:
عبد الله بن عبد الرحمن هذا؛ يغلب على الظن أنه عبد الله بن عبد الرحمن بن أبي عمرة الأنصاري الذي روى له ابن جرير في تاريخه (3/217-222) قطعة كبيرة من قصة بيعة السقيفة، و لم أخد من ذكره غير ابن أبي حاتم (2/2/96) و قال: روى عن جده أبي عمرة. روى عنه المسعودي. و لم يذكر فيه جرحاً و لا تعديلاً
«Я склоняюсь к мнению, что этот ‘Абдуллах ибн ‘Абдуррахман — это ‘Абдуллах ибн ‘Абдуррахман ибн Аби ‘Амра аль-Ансари, от которого передавал Ибн Джарир в своем “Тарихе” (3/217-222) большой фрагмент истории о присяге при Сакифе. И я не нашел упоминания об этом передатчике, кроме слов Ибн Аби Хатима (2/2/96), который сказал: “Он передавал от своего деда Аби ‘Амры. От него же передавал аль-Мас’уди”, и не упомянул в отношении него ни критику, ни похвалу!».
Эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также упомянул аш-Шахристани в “аль-Миляль уа-н-нихаль” (1/23) без какого-либо иснада, а также шиит-му’тазилит Ибн Аби-ль Хадид в “Шарх нахдж аль-баляга” (2/56), ссылаясь на аль-Джаухари.