Приводят шииты два хадиса, аргументируя ими на то, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб якобы поздравил ‘Али ибн Абу Талиба с халифатом во время Гадир Хума, когда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кому я мауля, тому и ‘Али мауля».

Мы уже разъясняли контекст этой истории и причину этих слов Пророка ﷺ в этой статье: https://www.anti-shia.com/ghadir-khum/

Сегодня же мы разберем эти два хадиса, которыми аргументируют рафидиты.

1. Первый хадис:

حَدَّثَنَا عَفَّانُ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ، أَخْبَرَنَا عَلِيُّ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ عَدِيِّ بْنِ ثَابِتٍ، عَنِ الْبَرَاءِ بْنِ عَازِبٍ، قَالَ: كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ، فَنَزَلْنَا بِغَدِيرِ خُمٍّ، فَنُودِيَ فِينَا: الصَّلَاةُ جَامِعَةٌ، وَكُسِحَ لِرَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَحْتَ شَجَرَتَيْنِ، فَصَلَّى الظُّهْرَ، وَأَخَذَ بِيَدِ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَقَالَ: ” أَلَسْتُمْ تَعْلَمُونَ أَنِّي أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ؟ ” قَالُوا: بَلَى، قَالَ: ” أَلَسْتُمْ تَعْلَمُونَ أَنِّي أَوْلَى بِكُلِّ مُؤْمِنٍ مِنْ نَفْسِهِ؟ ” قَالُوا: بَلَى، قَالَ: فَأَخَذَ بِيَدِ عَلِيٍّ، فَقَالَ: ” مَنْ كُنْتُ مَوْلَاهُ، فَعَلِيٌّ مَوْلَاهُ، اللهُمَّ وَالِ مَنْ وَالَاهُ، وَعَادِ مَنْ عَادَاهُ ” قَالَ: فَلَقِيَهُ عُمَرُ بَعْدَ ذَلِكَ، فَقَالَ: لَهُ هَنِيئًا يَا ابْنَ أَبِي طَالِبٍ، أَصْبَحْتَ وَأَمْسَيْتَ مَوْلَى كُلِّ مُؤْمِنٍ، وَمُؤْمِنَةٍ

«Передал нам ‘Аффан: передал нам Хаммад ибн Саляма: сообщил нам ‘Али ибн Зейд: от ‘Ади ибн Сабита: от Бара ибн ‘Азиба, что он сказал: «Мы были с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поездке и достигли Гадир Хума. И тогда был провозглашен призыв к коллективной молитве. Для Посланника Аллаха ﷺ подмели землю под двумя деревьями и он совершил обеденную молитву. Затем он взял за руку ‘Али, да будет доволен им Аллах, и сказал: “Разве вы не знаете, что, поистине, я ближе к верующим, чем они сами?”. Они сказали: “Да!”. Он сказал: “Разве вы не знаете, что, поистине, я ближе к каждому верующему, нежели он сам?”. Они сказали: “Да!”. Он, взяв руку ‘Али, сказал: “Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель! О Аллах, дружи с тем, кто дружит с ним и враждуй с тем, кто враждует с ним!”. Затем ‘Умар встал после этого и сказал: “Поздравляю тебя, о сын Абу Талиба! Ты стал покровителем каждого верующего и каждой верующей!”». 

📚 См. «Муснад» Ахмада (18479).

Ответ:

В этом хадисе нет никакого довода на халифат, ибо если бы под словом «мауля» подразумевалось правление и власть, то получается ‘Али стал правителем наряду с самим Посланником Аллаха ﷺ, ибо он сказал: «Кому я мауля, тому и ‘Али мауля». Однако в исламе не существует двоевластия. ‘Али смог бы стать правителем мусульман только после смерти Пророка ﷺ. Мусульмане не могли дать присягу ‘Али, пока Посланник Аллаха ﷺ был жив, поэтому в этом хадисе под словом «мауля» подразумевается «тот, к кому проявляется уаля», т.е. любовь, дружба, поддержка, помощь и т.д.

То, что под словом «мауля» подразумевается именно любовь и дружба подтверждается мольбой Пророка ﷺ, которое идет сразу после объявление ‘Али «маулей» всех верующих: «О Аллах, дружи с тем, кто дружит с ним и враждуй с тем, кто враждует с ним!».

Это раз.

Во-вторых, иснад этого хадиса слабый. В нем присутствует ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан, который является слабым передатчиком у подавляющего большинства ученых, включая самого имама Ахмада.

▪︎ Сказал хафиз Ибн аль-Джаузи (ум. 597 г.х.):

عَليّ بن زيد بن عبد الله بن أبي ملكية بن عبد الله بن جدعَان أَبُو الْحسن الْبَصْرِيّ يروي عَن أنس وَأبي عُثْمَان النَّهْدِيّ ضعفه ابْن عُيَيْنَة وَقَالَ حَمَّاد بن زيد كَانَ يقلب الْأَحَادِيث وَذكر شُعْبَة أَنه اخْتَلَط وَقَالَ أَحْمد وَيحيى لَيْسَ بِشَيْء وَقَالَ يحيى مرّة ضَعِيف فِي كل شَيْء وَقَالَ الرَّازِيّ لَا يحْتَج بِهِ وَقَالَ أَبُو زرْعَة لَيْسَ بِقَوي يهم ويخطئ فَكثر ذَلِك فَاسْتحقَّ التّرْك

«‘Али ибн Зейд ибн ‘Абдуллах ибн Аби Муляйка ибн ‘Абдуллах ибн Джуд’ан Абу-ль Хасан аль-Басри. Он передавал от Анаса и Абу ‘Усмана ан-Нахди. Его считал слабым Ибн ‘Уейна. Сказал Хаммад ибн Зейд: “Он переворачивал хадисы”. Шу’ба упомянул, что он запутался. Ахмад и Яхъя сказали: “Он — ничто”. Яхъя также говорил: “Слабый в каждой вещи”. Сказал ар-Рази: “На него не опираются”. Сказал Абу Зур’а: “Он не силен, слабый и ошибается. Этого стало очень много, поэтому его по праву оставили”».

📚См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (2/193), №2373.

И этот хадис передается по другому пути от аль-Бара ибн ‘Азиба, однако в нем нет слов поздравления от ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

Шииты приводят слова Муллы ‘Али аль-Кари, который утверждает, что все, что в «Муснаде» имама Ахмада является хорошим:

Посмотрим что говорит мухаддис Ахлу Сунны Мулла Али Кари. Он комментирует этот хадис и говорит о хадисе:

«Это предание Ахмад ибн Ханбал приводит в «Муснаде», следовательно, оно имеет  право как минимум называться – «хасан» 

(хороший хадис). Поэтому попытки ослабить  его можно не принимать во внимание».

📚«Миркат аль мафатих шарх мишкат аль-масабих», (11/78).

На что мы ответим: это мнение самого Муллы Али аль-Кари и мы не обязаны ему следовать. Более того, оно явно ошибочное, ведь имам Ахмад сам ослаблял многие хадисы в своем «Муснаде» из-за слабых передатчиков в нем.

К примеру, в «Муснаде» Ахмада (3251) есть хадис, в котором есть передатчик по имени ‘Усман аль-Джазари.

Имам Ибн Аби Хатим говорит:

أنا أبو بكر الأثرم قال سمعت أبا عبد الله أحمد بن حنبل سئل عن عثمان الجزرى فقال روى احاديث مناكير

«Передал мне Абу Бакр аль-Асрам, что он сказал: я слышал, как Абу ‘Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля спросили про ‘Усмана аль-Джазари, на что он сказал: “Он передавал отвергаемые хадисы”».

📚См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (6/174), №952.

Как мы видим, имам Ахмад не считал хадисы ‘Усмана аль-Джазари доводом, но он привел их в своей книге, потому что единственное условие, которое он ставил в «Муснаде» — это чтобы передатчик не был известен как лжец. Если же он был известен как слабый передатчик, то имам Ахмад передавал от него, так как хадис слабого передатчика годится для подкрепления, но не является доводом сам по себе.

Дальше шииты начали приводить биографии передатчиков этого хадиса и когда дошли до ‘Али ибн Зейда написали следующее:

Али ибн Зайд ибн Джад’ан (131 г. по лун. хиджре) – является рассказчиком хадисов  приведенных в Сахих Муслиме, Бухари (Адаб аль муфрад) и других шести «Сахихов».

И тут одно невежество поверх другого.

Во-первых, имам Муслим передал от ‘Али ибн Зейда всего лишь один хадис под номером 1789 в качестве мутаба’та, т.е. подкрепляющего свидетельства, а не в качестве основного хадиса.

Во-вторых, когда говорится «такой-то — передатчик аль-Бухари» подразумевается именно его «Сахих». Что касается его книги «аль-Адаб аль-муфрад», то эта книга посвящена нравам, поэтому в ней строгость к иснадам хадисов не сильная, ибо в подобных темах дозволяется снисходительность.

И я не зря это подчеркиваю, ведь дальше рафидиты приводят слова Ибн Хаджара о надежности передатчиков аль-Бухари и Муслима, однако ‘Али ибн Зейд не является передатчиком аль-Бухари, а Муслим не опирался на него в основе своей книги, а лишь подкрепил его передачей один хадис, который передается другими путями и даже другим передатчиком в самом хадисе №1789 (через Сабита аль-Бунани).

В-третьих, не существует никаких «шесть сахихов», есть два «Сахиха» и четыре «Сунана». Сунаны не являются сахихами. Учите матчасть.

Таким образом, иснад этой версии хадиса не является достоверным, о чем говорили шейх Шу’айб аль-Арнаут, шейх аль-Альбани, Са’д аш-Шисри, Усама ибн Ибрахим и другие мухаддисы.

2. Второй хадис:

Привёл Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.):

أخبرنا عبد الله بن علي بن محمد بن بشران، قال: أخبرنا علي بن عمر الحافظ، قال: حدثنا أبو نصر حبشون بن موسى بن أيوب الخلال، قال: حدثنا علي بن سعيد الرملي، قال: حدثنا ضمرة بن ربيعة القرشي، عن ابن شوذب، عن مطر الوراق، عن شهر بن حوشب، عن أبي هريرة، قال: من صام يوم ثمان عشرة من ذي الحجة كتب له صيام ستين شهرا، وهو يوم غدير خم، لما أخذ النبي ﷺ بيد علي بن أبي طالب، فقال: ألست ولي المؤمنين؟ قالوا: بلى يا رسول الله، قال: من كنت مولاه فعلي مولاه. فقال عمر بن الخطاب: بخ بخ لك يا ابن أبي طالب، أصبحت مولاي ومولى كل مسلم، فأنزل الله: ﴿الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ﴾ ومن صام يوم سبعة وعشرين من رجب كتب له صيام ستين شهرا، وهو أول يوم نزل جبريل على محمد ﷺ بالرسالة

«Сообщил нам ‘Абдуллах ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Бишран, который сказал: сообщил нам хафиз ‘Али ибн ‘Умар, который сказал: передал нам Абу Наср Хабшун ибн Муса ибн Аюб аль-Халляль, который сказал: передал нам ‘Али ибн Са’ид ар-Рамли, который сказал: передал нам Дамра ибн Раби’а аль-Кураши: от Ибн Шаузаба: от Матара аль-Уаррака: от Шахра ибн Хаушаба: от Абу Хурайры, что он сказал: 

“Кто будет поститься в 18-й день месяца зу-ль хиджа, тому Всевышний Аллах даст взамен такую награду, словно он держал пост шесть месяцев. Этот день — день Гадир Хума. В этот день Посланник Аллаха ﷺ, взяв за руку ‘Али ибн Абу Талиба, сказал: «Разве я не уали верующих?». Люди сказали: «Да, о Посланник Аллаха!». [Пророк] сказал: «Кому я мауля, тому и ‘Али мауля!». Затем ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Как же ты счастлив, как же ты счастлив, о сын Абу Талиба, ты стал мои маулей и маулей всех мусульман!». Тогда Аллах ниспослал: ﴾Сегодня Я завершил для вас вашу религию﴿. Кто же будет поститься 27-го числа месяца раджаб, тому запишется награда, словно он постился 60 месяцев. И это — первый день, когда Джибрииль снизошёл к Мухаммаду ﷺ с посланием».

📚См. «Тарих Багдад» (9/222).

Ответ:

Этот хадис недостоверный, о чём можно судить даже по самому тексту, ибо Джибрииль снизошёл на Пророка ﷺ впервые в ночь Предопределения, о чём сказано в самом Коране: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь Предопределения» (97:1), а в этом хадисе сказано, что впервые Джибрииль снизошёл на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, 27-го числа месяца раджаб, т.е. за 2 месяца до ночи Предопределения.

Что касается иснада, то в нём огромное количество проблем.

1. ‘Али ибн Са’ид ар-Рамли — неизвестный передатчик, которого послабил имам ад-Даракутни.

▪︎ Говорит Ибн Зурайк (ум. 803 г.х.):

علي بن سعيد بن قتيبة الرّملي عن ضمرة بن ربيعة، وعنه أحمد بن محمَّد بن يزيد الزعفراني. ضعيف. قاله الدارقطني

«‘Али ибн Са’ид ибн Кутайба ар-Рамли. Передаёт от Дамры ибн Раби’а, а него передает Ахмад ибн Мухаммад ибн Язид аз-За’фарани. Слабый передатчик. Так сказал ад-Даракутни».

📚См. «Ман такалляма фихи ад-Даракутни» (2/93), №255.

И схитрили рафидиты, приведя биографию абсолютно другого передатчика:

✅ Али ибн Хамла (надежный) 

https://hadith.islam-db.com/narrators/ 23872/%D8%B9%D9%84%D9%8A- %D8%A8%D9%86- %D8%A3%D8%A8%D9%8A- %D8%AD%D9%85%D9%84%D8%A9

Какой еще ‘Али ибн Хамла, о сабаиты? В иснаде речь идет об ‘Али ибн Са’иде ар-Рамли. Зачем вы обманываете людей, приводя биографию абсолютно другого передатчика?

2. Матар аль-Уаррак — правдивый передатчик с очень плохой памятью. Многие ученые называли его слабым.

▪︎ Сказал о нём Ибн Хаджар:

صدوق كثير الخطأ وحديثه عن عطاء ضعيف

«Правдивый. Много ошибается. А его хадисы от ‘Ата слабые».

📚См. «Такриб ат-тахзиб» (1/974).

3. Шахр ибн Хаушаб — также правдивый передатчик, однако крайне много ошибался. Многие ученые также назвали его слабым.

▪︎ Сказал о нём Ибн Хаджар:

صدوق, كثير الإرسال والأوهام

«Правдивый, однако много отсылал и ошибался».

📚См. «Такриб ат-тахзиб» (1/441).

▪︎ Сказал имам Ибн Касир об этом хадисе:

فأما الحديث الذي رواه ضمرة عن ابن شوذب ، عن مطر الوراق ، عن شهر بن حوشب ، عن أبي هريرة قال : لما أخذ رسول الله صلى الله عليه وسلم بيد علي قال : ” من كنت مولاه فعلي مولاه ” . فأنزل الله عز وجل : ” اليوم أكملت لكم دينكم ” ( المائدة : 3 ) . قال أبو هريرة : وهو يوم غدير خم ، من صام يوم ثمان عشرة من ذي الحجة كتب له صيام ستين شهرا . فإنه حديث منكر جدا ، بل كذب

«Что касается хадиса, который передает Дамра от Ибн Шаузаба: от Матара аль-Уаррака: от Шахра ибн Хаушаба: от Абу Хурайры: “Когда Посланник Аллаха ﷺ взял ‘Али за руку и сказал: «Кому я мауля, тому и ‘Али мауля», Всевышний Аллах ниспослал: {Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию}. Абу Хурайра сказал: “И это было в день Гадир Хума. Кто бы не стал поститься 18-го числа месяца зу-ль хиджа, тому запишется награда, подобно посту за 6 месяцев”, то поистине, этот хадис совершенно отвергаемый, и даже ложный». 

📚См. «аль-Бидая уа-н нихая» (5/233).

Также этот хадис противоречит тому, что установлено достоверно у аль-Бухари и Муслима относительно дня ниспослания аята 5:3. Он был ниспослан во время прощального хаджа в день ‘Арафата, как это достоверно пришло от Ибн ‘Аббаса, ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Му’авии ибн Аби Суфьяна.

Таким образом, этот хадис не является достоверным ни по иснаду, ни по матну. Его матн противоречит даже шиитской акыде, ведь они также верят, что Коран был ниспослан в месяц рамадан, а не раджаб, а этот хадис утверждает, что Джибрииль впервые снизошел на Посланника Аллаха ﷺ в раджаб, что является абсурдом.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *