Подготовила:
Администрация сайта Anti-Shia.com

Введение

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними в благом вплоть до Судного Дня.

А затем:

Одним из столпов Ислама после двух свидетельств является пятикратная молитва. Она является обязательным столпом, оставление которого является неверием и выводит из религии. 

Каждая из пяти молитв имеет собственное время и совершается лишь в специальном отведенном промежутке.

Говорит Всевышний Аллах:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا

«Воистину, молитва предписана верующим в определенное время».

📖 Коран (4:103)

Соответственно, запрещено совершать молитву в тот промежуток, когда её время не вошло или наоборот когда её время уже вышло.

Запрещено совершать молитву фаджр во время зухра, молитву зухр во время ‘асра, молитву ‘аср во время магриба и молитву магриб во время ‘иша.

Это — основа в этом вопросе. Запрещено совершать любую из обязательных молитв в неустановленное для неё время.

Исключением являются случаи, когда у человека есть оправдание перед Аллахом, как сильная болезнь, выход в путь, страх нападения неверующих, плохие погодные условия (если они причиняют сильные неудобства) и тому подобное. 

В таких ситуациях человеку разрешается объединить молитвы. 

Узаконенным является лишь объединение молитв зухр и ‘аср, а также магриб и ‘иша во время одной из двух молитв. Можно отложить зухр до времени ‘асра и прочитать их оба, или же совершить молитву ‘аср во время зухра и так далее. Молитва фаджр же не объединяется ни с одной другой молитвой.

Если у человека нет веской причины совершать молитву в неустановленное для неё время, то ему запрещено поступать подобным образом.

Сказал Всевышний Аллах:

فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ

«Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам»

📖 Коран (4:103)

▪︎ Привёл Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.):

حدثني يعقوب بن إبراهيم, قال: ثنا ابن عُلَية, عن هشام الدستوائي, قال: ثنا عاصم بن بهدلة، عن مصعب بن سعد, قال: قلت لسعد: ( الَّذِينَ هُمْ عَنْ صَلاتِهِمْ سَاهُونَ ) : أهو ما يحدّث به أحدنا نفسه في صلاته؟ قال: لا ولكن السهو أن يؤخِّرها عن وقتها

«Передал мне Йа’куб ибн Ибрахим: передал нам Ибн ‘Улайя: от Хишама ад-Дастауи, который сказал: передал нам ‘Асым ибн Бахдаля: от Мус’аба ибн Са’да, который сказал: “Я спросил Са’да [ибн Аби Ваккаса] относительно аята {которые небрежны к своим молитвам}: “Это о том, когда кто-то из нас разговаривает с самим собой в молитве?”, на что он ответил: “Нет, однако небрежность заключается в том, что человек откладывает молитву, пока не выходит её время”».

📚См. «Тафсир» ат-Табари (11/721). Шейх Ислам Мансур ‘Абд аль-Хамид назвал иснад хорошим.

▪︎ Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

حَدَّثَنَا أَبُو الْوَلِيدِ، هِشَامُ بْنُ عَبْدِ الْمَلِكِ قَالَ حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، قَالَ الْوَلِيدُ بْنُ الْعَيْزَارِ أَخْبَرَنِي قَالَ سَمِعْتُ أَبَا عَمْرٍو الشَّيْبَانِيَّ، يَقُولُ حَدَّثَنَا صَاحِبُ، هَذِهِ الدَّارِ وَأَشَارَ إِلَى دَارِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ سَأَلْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم أَىُّ الْعَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ قَالَ ” الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا

«Передал нам Абу-ль Валид Хишам ибн ‘Абд аль-Малик, который сказал: передал нам Шу’ба который сказал: передал мне аль-Валид ибн аль-‘Айзар, который сказал: я слышал, как Абу ‘Амр аш-Шайбани говорил: передал мне хозяин этого дома, — и указал на дом ‘Абдуллаха [ибн Мас’уда] — который сказал: я спросил Пророка ﷺ: “Какое дело наиболее любимо Аллаху?”, на что он ответил: “Молитва в установленное для неё время”.».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (527).

Привёл имам Муслим (ум. 261 г.х.):

حَدَّثَنَا خَلَفُ بْنُ هِشَامٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، ح قَالَ: وَحَدَّثَنِي أَبُو الرَّبِيعِ الزَّهْرَانِيُّ، وَأَبُو كَامِلٍ الْجَحْدَرِيُّ، قَالَا: حَدَّثَنَا حَمَّادٌ، عَنْ أَبِي عِمْرَانَ الْجَوْنِيِّ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ الصَّامِتِ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ، قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللهِ: «كَيْفَ أَنْتَ إِذَا كَانَتْ عَلَيْكَ أُمَرَاءُ يُؤَخِّرُونَ الصَّلَاةَ عَنْ وَقْتِهَا؟ – أَوْ – يُمِيتُونَ الصَّلَاةَ عَنْ وَقْتِهَا؟» قَالَ: قُلْتُ: فَمَا تَأْمُرُنِي؟ قَالَ: صَلِّ الصَّلَاةَ لِوَقْتِهَا، فَإِنْ أَدْرَكْتَهَا مَعَهُمْ، فَصَلِّ، فَإِنَّهَا لَكَ نَافِلَةٌ

«Передал нам Халяф ибн Хишам: передал нам Хаммад ибн Зейд.

И передали нам Абу Раби’ аз-Захрани и Абу Камиль аль-Хадждари, которые сказали: передал нам Хаммад: от Абу ‘Имрана аль-Джауни: от ‘Абдуллаха ибн ас-Самита: от Абу Зарра, который сказал: Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: “Как ты поступишь, если люди, которым ты будешь подвластен, станут откладывать молитву позже её вре­мени?”. Я спросил: “А что ты велишь мне?” Он сказал: “Совершай молитву в её время, а если тебе при­дётся совершать её вместе с ними, то молись, и это зачтётся тебе как дополнительная молитва”».

📚См. «Сахих» Муслим (648).

И хадисов с таким смыслом очень много. 

Таким образом, мусульманин должен совершать каждую молитву в установленное для неё время, если только у него нет веской причины для объединения.


Времена пяти молитв

В этом разделе мы приведем доказательства, что каждая молитва имеет своё время в чётко обозначенной границе.

Доводы на пять молитв в Коране

1. Привёл Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.):

حدثنا ابن وكيع، قال: ثنا أبي، عن سفيان، عن عاصم، عن أبي رَزين، قال: سأل نافع بن الأزرق ابن عباس: هل نجد ميقات الصلوات الخمس في كتاب الله؟ قال: نعم (فَسُبْحَانَ اللهِ حِينَ تُمْسُونَ) المغرب (وَحِينَ تُصْبِحُونَ) الفجر (وَعَشِيًّا) العصر (وَحِينَ تُظْهِرُونَ) الظهر، قال: (وَمِنْ بَعْدِ صَلاةِ الْعِشَاءِ ثَلاثُ عَوْرَاتٍ لَكُمْ)

«Передал Ибн Уаки’, который сказал: передал нам мой отец: от Суфьяна: от ‘Асыма: от Абу Разина, который сказал: “Нафи’ ибн аль-Азрака спросил Ибн ‘Аббаса: “Находим ли мы времена пяти молитв в книге Аллаха?”. Он сказал: “Да. {Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер} — это магриб. {и когда наступает утро} — это фаджр. {после полудня} — это ‘аср. {и в полдень} — это зухр. {и после молитвы ‘иша. Это три времени наготы для вас}».

📚См. «Тафсир» ат-Табари (20/83-84).

2. Привёл Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.):

حدثنا ابن بشار، قال: ثنا عبد الرحمن، قال: ثنا سفيان، عن عاصم، عن أبي رَزين، قال: سأل نافع بن الأزرق ابن عباس عن الصلوات الخمس في القرآن، قال: نعم، فقرأ (فَسُبْحَانَ اللهِ حِينَ تُمْسُونَ) قال: صلاة المغرب (وَحِينَ تُصْبِحُونَ) قال: صلاة الصبح (وَعَشِيًّا) قال: صلاة العصر (وَحِينَ تُظْهِرُونَ) صلاة الظهر، ثم قرأ: (وَمِنْ بَعْدِ صَلاةِ الْعِشَاءِ ثَلاثُ عَوْرَاتٍ لَكُمْ)

«Передал нам Ибн Башшар, который сказал: передал нам ‘Абдуррахман, который сказал: передал нам Суфьян: от ‘Асыма: от Абу Разина, который сказал: “Нафи’ ибн аль-Азрак спросил Ибн ‘Аббаса о пяти молитвах в Коране, на что он сказал: “Да”, а затем прочитал: {Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер} и сказал: “Молитва магриб”; {и когда наступает утро} и сказал: “Утренняя молитва”; {после полудня} и сказал: “Молитва ‘аср”. {и в полдень} — молитва зухр. А затем прочитал: {и после молитвы ‘иша. Это три времени наготы для вас}”».

📚См. «Тафсир» ат-Табари (20/84). Шейх Ислам Мансур ‘Абд аль-Хамид назвал иснад хорошим.

3. Говорит шиитский муфассир ат-Табраси (ум. 548 г.х.):

وقيل: إن الآية تدل على الصلوات الخمس في اليوم والليلة لأن قوله: {حين تمسون} يقتضي المغرب والعشاء الآخرة {وحين تصبحون} يقتضي صلاة الصبح {وعشياً} يقتضي صلاة العصر {وحين تظهرون} يقتضي صلاة الظهر عن ابن عباس ومجاهد وهو الأحسن لأنه خصَّ هذه الأوقات بالذكر

«Было сказано: этот аят указывает на пять молитв во время дня и ночи, потому что Его слова: {когда для вас наступает вечер} подразумевает магриб и ‘иша, {и когда наступает утро} указывает на утреннюю молитву, {после полудня} указывает на молитву ‘аср, {и в полдень} указывает на молитву зухр, согласно Ибн ‘Аббасу и Муджахиду, и это лучшее мнение, ибо Всевышний обособил эти времена поминанием».

📚См. «Маджма’ аль-баян» (8/41).

Таким образом, Всевышний упомянул все пять времён, когда необходимо совершать молитву, прославляя и возвеличивая Его.

Теперь узнаем каковы границы времени каждой молитвы.

Границы времени каждой молитвы
согласно хадисам людей Сунны

Молитва фаджр

«Фаджр» (فجر) с арабского означает «заря», «рассвет». Название этой молитвы говорит само за себя. Она начинается тогда, когда наступает заря.

▪︎ Имам Муслим (ум. 261 г.х.) передаёт со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَوَقْتُ صَلاَةِ الصُّبْحِ مِنْ طُلُوعِ الْفَجْرِ مَا لَمْ تَطْلُعِ الشَّمْسُ فَإِذَا طَلَعَتِ الشَّمْسُ فَأَمْسِكْ عَنِ الصَّلاَةِ فَإِنَّهَا تَطْلُعُ بَيْنَ قَرْنَىْ شَيْطَانٍ

«Время утренней молитвы начинается с появления зари и до восхода солнца. Когда же взошло солнце, то воздержитесь от молитвы, ибо оно восходит между двумя рогами дьявола».

📚См. «Сахих» Муслима (612-4).

Таким образом, утренняя молитва начинается тогда, когда появляется заря. 

Причем заря бывает двух типов. Одна ложная (когда есть проблеск, похожий на хвост и виднеется много звёзд), а другая истинная (когда небо становится чистым, а звезды исчезают). 

Во время ложной зари запрещено молиться, но дозволено кушать для постящегося, а во время истинной зари дозволено молиться и запрещено кушать.

Выглядит это вот так: 

Заканчивается же время утренней молитвы во время восхода, когда появляется диск солнца. В это время запрещено молиться.

Молитва зухр

Полуденная молитва (зухр) начинается тогда, когда солнце проходит через зенит и длится до тех пор, пока тень отбрасываемая от объекта не будет равна длине самого объекта.

▪︎ Имам Муслим (ум. 261 г.х.) передаёт со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَقْتُ الظُّهْرِ إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ وَكَانَ ظِلُّ الرَّجُلِ كَطُولِهِ

«Время зухра начинается тогда, когда солнце проходит зенит и продолжается до тех пор, когда тень человека не становится равной его высоте».

📚См. «Сахих» Муслима (612-4).

Молитва ‘аср

Послеполуденная молитва (‘аср) начинается тогда, когда тень отбрасываемая от вещи становится равной его высоте.

▪︎ Привёл имам ан-Насаи (ум. 303 г.х.) со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

سَأَلَ رَجُلٌ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ مَوَاقِيتِ الصَّلاَةِ فَقَالَ: صَلِّ مَعِي . فَصَلَّى الظُّهْرَ حِينَ زَاغَتِ الشَّمْسُ وَالْعَصْرَ حِينَ كَانَ فَىْءُ كُلِّ شَىْءٍ مِثْلَهُ 

«Однажды некий мужчина спросил Посланника Аллаха ﷺ о временах молитв, на что он ответил: “Помолись со мной”. Он совершил молитву зухр, когда солнце прошло зенит, а молитву ‘аср, когда тень каждой вещи была равна ей самой».

📚См. «Сунан» ан-Насаи (504). Шейх Мукбиль назвал хадис хорошим в «ас-Сахих аль-муснад» (208).

Заканчивается же время молитвы ‘аср, когда диск солнца исчезает за горизонтом полностью.

▪︎ Имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.) передаёт со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ 

«Тот, кто успел совершить [хотя бы] один рака’ат утренней молитвы до восхода солнца, уже успел на утреннюю молитву, и тот, кто успел совершить [хотя бы] один рака’ат послеполуденной молитвы до захода солнца, уже успел на молитву ‘аср».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (579).

Молитва магриб

Вечерняя молитва (магриб) начинается тогда, когда диск солнца исчезает за горизонтом полностью.

▪︎ Имам ат-Табарани (ум. 360 г.х.) привёл с двумя иснадами от Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

صلوا صلاة المغرب مع سقوط الشمس، بادروا بها طلوع النجم

«Совершайте молитву магриб с исчезновением солнца, которому предшествует появление звёзд».

📚См. «Му’джам аль-кабир» (4058, 4059). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным в «Сильсиля ас-сахиха» (1915).

Заканчивается же время молитвы магриб, когда исчезают сумерки (краснота солнца на горизонте).

▪︎ Имам Муслим (ум. 261 г.х.) передаёт со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَوَقْتُ صَلاَةِ الْمَغْرِبِ مَا لَمْ يَغِبِ الشَّفَقُ

«Время молитвы магриб продолжается, пока не исчезнут сумерки».

📚См. «Сахих» Муслима (612-4).

Молитва ‘иша

Ночная молитва (‘иша) начинается тогда, когда исчезают сумерки.

▪︎ Привёл имам Абу Дауд (ум. 275 г.х.) со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَصَلَّى بِيَ الْعِشَاءَ حِينَ غَابَ الشَّفَقُ

«Затем [Джибрииль] совершил со мной молитву ‘иша, когда исчезли сумерки»

📚См. «Сунан» Абу Дауда (393).  Шейх аль-Арнаут назвал иснад хорошим.

Что касается времени её окончания, то тут три мнения:

• До первой трети ночи;

• До середины ночи;

• До начала фаджра;

У сторонников каждого мнения есть свои доводы, однако наиболее сильным мнением является последнее — что время молитвы ‘иша продолжается, пока не наступит время фаджра.

Возможно, изначально Всевышний Аллах приказал молиться до первой трети ночи, потом дозволил оттянуть до середины, а затем дозволил оттянуть до начала фаджра.

Доводы на границы времени
каждой молитвы из шиитских книг

▪︎ Привёл шиитский ученый Шариф аль-Муртада (ум. 436 г.х.), что ‘Али ибн Абу Талиб сказал:

أما بعد فصلوا بالناس الظهر حتى تفئ الشمس من مربض العنز وصلوا بهم العصر والشمس بيضاء حية في عضو من النهار حين يسار فيها فرسخان. وصلوا بهم المغرب حين يفطر الصائم ويدفع الحاج وصلوا بهم العشاء حين يتوارى الشفق إلى ثلث الليل . وصلوا بهم الغداة والرجل يعرف وجه صاحبه . وصلوا بهم صلاة أضعفهم ولا تكونوا فتانين

«Так вот, читайте молитву зухр вместе с людьми, покуда тень от стены загона для скота не сравняется по длине с высотой стены, и читайте с ними молитву ‘аср, когда солнце белое, светит живым дневным светом, освещая расстояние не менее двух фарсахов, и читайте с ними молитву магриб, когда разговляется постящийся и в час, когда паломник выступает в долину Мина, и читайте с ними молитву ‘иша, когда исчезают сумерки и до исхода одной третьей части ночи, и читайте с ними утреннюю молитву, когда человек сможет распознать [в сумерках] лицо своего товарища. Читайте с ними молитву так, как будет по силам прочитать ее слабейшему из них, и не причиняйте им [в этом] трудностей»

📚 См. «Нахдж аль-балягъа», письмо 52: «Адресовано правителям разных городов и объясняет значение молитвы».

Эти слова ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, полностью совпадают с теми границами, которые встречаются в книгах людей Сунны.

Согласно этому письму:

Молитва зухр продолжается до тех пор, пока тень стены загона для скота не сравняется по длине с высотой самой стены.

Это совпадает с хадисами, которые мы привели по этой теме.

Также привёл аль-Кулейни (ум. 329 г.х.):

 عَلِيُّ بْنُ إِبْرَاهِيمَ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عِيسَى عَنْ يُونُسَ عَنْ يَزِيدَ بْنِ خَلِيفَةَ قَالَ: قُلْتُ لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع إِنَّ عُمَرَ بْنَ حَنْظَلَةَ أَتَانَا عَنْكَ بِوَقْتٍ فَقَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ ع إِذاً لَا يَكْذِبُ عَلَيْنَا قُلْتُ ذَكَرَ أَنَّكَ قُلْتَ إِنَّ أَوَّلَ صَلَاةٍ افْتَرَضَهَا اللَّهُ عَلَى نَبِيِّهِ ص الظُّهْرُ وَ هُوَ قَوْلُ اللَّهِ عَزَّ وَ جَلَ‌ أَقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ‌ فَإِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ لَمْ يَمْنَعْكَ إِلَّا سُبْحَتُكَ‌ ثُمَّ لَا تَزَالُ فِي وَقْتٍ إِلَى أَنْ يَصِيرَ الظِّلُّ قَامَةً وَ هُوَ آخِرُ الْوَقْتِ فَإِذَا صَارَ الظِّلُّ قَامَةً دَخَلَ وَقْتُ الْعَصْرِ فَلَمْ يَزَلْ فِي وَقْتِ الْعَصْرِ حَتَّى يَصِيرَ الظِّلُّ قَامَتَيْنِ وَ ذَلِكَ الْمَسَاءُ فَقَالَ صَدَقَ.

«‘Али ибн Ибрахим: от Мухаммада ибн ‘Исы: от Юнуса: от Язида ибн Халифы, что он сказал: я сказал Абу ‘Абдуллаху: “Воистину, ‘Умар ибн Ханзаля пришёл к нам с чем-то от тебя о времени молитв”. Абу ‘Абдуллах ответил: “Тогда он не солгал на нас”. Я сказал: “Он упомянул, что ты сказал: “Воистину, первая молитва, которую Аллах вменил в обязанность Своему пророку — это молитва зухр. И об этом слова Всевышнего Аллаха: {Совершай молитву начиная от склонения солнца}, поэтому когда солнце склоняется от зенита, то ничего не препятствует тебе совершить её, кроме добровольной молитвы. Её время продолжается, пока тень не станет равна росту человека, и это конец её времени. Когда же тень становится равна росту человеку, то заходит время ‘асра, которое продолжается, пока тень не становится в двое больше роста человек, и это уже вечер”. Абу ‘Абдуллах ответил: “Он сказал правду”».

📚 См. «аль-Кафи» (3/276).

Молитва ‘аср продолжается до тех пор, пока солнце освещает как минимум расстояние в два фарсаха (11 км.), а это незадолго до заката.

Молитва магриб начинается тогда, когда разговляется постящийся, а это — время захода солнца и исчезновения его диска.

Привёл шиитский учёный аль-Кулейни (ум. 329 г.х.):

عدة من أصحابنا ، عن أحمد بن محمد ، عن الحسين بن سعيد ، عن النضر بن سويد ، عن عبد الله بن سنان ، عن أبي عبد الله عليه ‌السلام قال سمعته يقول وقت المغرب إذا غربت الشمس فغاب قرصها.

«Ряд наших сподвижников: от Ахмада ибн Мухаммада: от аль-Хусейна ибн Са’ида: от ан-Надра ибн Сувейда: от ‘Абдуллаха ибн Синана: я слышал, как Абу ‘Абдуллаха, мир ему, говорил: “Время магриба начинается тогда, когда садится солнце, а его диск исчезает”».

📚 См. «аль-Кафи» (3/279), хадис №7. Аль-Маджлиси назвал хадис достоверным (сахих) в «Мират аль-‘укуль» (15/40).

Заканчивается же время магриба когда исчезают сумерки.

Привёл аль-Кулейни (ум. 329 г.х.):

ورواه ، عن زرارة والفضيل قالا قال أبو جعفر عليه ‌السلام إن لكل صلاة وقتين غير المغرب فإن وقتها واحد ووقتها وجوبها ووقت فوتها سقوط الشفق

«И он привёл по этому же иснаду от Зурары и аль-Фудайля, что они оба сказали: Абу Джа’фар, мир ему, сказал: “Воистину, у каждой молитвы две времени, кроме молитвы магриб. У неё же одно время. И её время — когда она становится обязательной, а время её прошествия — исчезновение сумерек».

📚 См. «аль-Кафи» (3/279), хадис №9. Аль-Маджлиси назвал хадис достоверным (сахих) в «Мират аль-‘укуль» (15/40).

Молитва ‘иша начинается тогда, когда с горизонта исчезают сумерки, и это совпадает с вышеупомянутым шиитским хадисом, где сказано, что время молитвы магриб выходит, когда исчезают сумерки, а также совпадает с суннитскими хадисами на эту тему.

Кроме того, молитву ‘иша также называют молитвой ‘атама. Она так названа и в шиитских книгах.

▪︎ Привёл аль-Кулейни (ум. 329 г.х.):

عَلِيُّ بْنُ إِبْرَاهِيمَ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عِيسَى بْنِ عُبَيْدٍ عَنْ يُونُسَ عَنْ أَبِي الْعَبَّاسِ الْبَقْبَاقِ وَ عُبَيْدِ بْنِ زُرَارَةَ عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ ص يَزِيدُ فِي صَلَاتِهِ فِي شَهْرِ رَمَضَانَ إِذَا صَلَّى الْعَتَمَةَ صَلَّى بَعْدَهَا فَيَقُومُ النَّاسُ خَلْفَهُ فَيَدْخُلُ وَ يَدَعُهُمْ ثُمَّ يَخْرُجُ‌ أَيْضاً فَيَجِيئُونَ وَ يَقُومُونَ خَلْفَهُ فَيَدَعُهُمْ وَ يَدْخُلُ مِرَاراً قَالَ وَ قَالَ لَا تُصَلِّ بَعْدَ الْعَتَمَةِ فِي غَيْرِ شَهْرِ رَمَضَانَ

«‘Али ибн Ибрахим, от Мухаммада ибн ‘Исы ибн ‘Убайда, от Йунуса, от Абу-ль ‘Аббаса аль-Бакбака и ‘Убайды ибн Зурары, от Абу ‘Абдуллаха, мир ему, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, имел обыкновение увеличивать количество молитв в месяц Рамадан. Совершив молитву ‘атама, он молился после неё, а люди вставали за ним. Затем он заходил [к себе домой] и отгонял их. Затем он выходил снова, а они приходили и вставали за ним. Затем он отгонял их и заходил [к себе домой] несколько раз”. Затем [Абу ‘Абдуллах] сказал: “Не молитесь после молитвы ‘атама, кроме как в месяц Рамадан!”».

📚 См. «аль-Кафи» (4/94). Аль-Маджлиси назвал хадис достоверным (сахих) в «Мират аль-‘укуль» (16/378).

Как мы видим, «непорочные» имамы называли молитву ‘иша также «молитвой ‘атама».

Теперь давайте взглянем в арабские словари и посмотрим, когда наступает время «‘атама».

▪︎ Говорит Халиль аль-Фарахиди (ум. 173 г.х.):

والعَتَمَةُ: الثُلُثُ الأوّلُ من الليل بعد غيبوبة الشَّفَق

«‘Атама — первая треть ночи после исчезновения сумерек».

📚 См. «Китаб аль-‘айн» (2/82).

▪︎ Говорит аль-Азхари (ум. 370 г.х.):

 مَعْنَاهُ: لاتسمّوها صَلَاة العَتَمة؛ فَإِن الْأَعْرَاب الَّذين يَحْلبون إبلهم إِذا أعْتِمُوا أَي دخلُوا فِي وَقت العَتَمة، سَمَّوها صَلَاة الْعَتَمَة، وسمَّاها الله فِي كِتَابه صَلَاة العِشاء، فسَمُّوها كَمَا سمّاها الله، لَا كَمَا سمّاها الْأَعْرَاب. وعَتَمة اللَّيْل: ظَلَام أوّله عِنْد سُقُوط نُور الشَفَق

«Смысл слов Пророка ﷺ: «Не называйте её молитвой ‘атама»: ибо бедуины, которые доили верблюдов, когда темнело или заходило время ‘атамы, называли её молитвой ‘атама. Аллах же назвал её в Своей книге молитвой ‘иша, поэтому: “Называйте её так, как назвал её Аллах, а не как называют её бедуины”. ‘Атама — это тьма, которая начинается, когда исчезают сумерки».

📚 См. «Тахзиб аль-люга» (2/171).

Таким образом, согласно шиитским книгам, молитва ‘иша начинается тогда, когда исчезают сумерки.

Молитва фаджр начинается тогда, когда человек уже способен распознать лицо своего товарища. 

Это немного размытое понятие, однако между людьми Сунны и рафидитами нет разногласий, что утренняя молитва начинается с появлением зари на горизонте и продолжается до восхода солнца.

Таким образом, границы времён молитв, упомянутые в хадисах приверженцев Сунны, также можно найти в шиитских книгах.


Совмещение молитв без причин

Посланник Аллаха ﷺ совмещал молитвы лишь имея какую-либо причину или оправдание. Во всех хадисах, которые приходят на тему совмещения молитв, мы видим, что Пророк ﷺ был либо в пути, либо на хадже, либо собирался в военный поход и тому подобное. 

И это является основой в данном вопросе, ибо у каждой молитвы есть своё четкое время, и она действительна лишь в этом промежутке: «Воистину, молитва предписана верующим в определенное время» (4:103).

Однако несмотря на это ясное веление Всевышнего Аллаха, шииты-рафидиты считают дозволенным совмещать молитвы зухр и ‘аср, а также магриб и ‘иша на постоянной основе без каких-либо причин. Они утверждают, что человек не будет в грехе, даже если будет совмещать эти молитвы каждый день до конца своей жизни. 

В своём заблуждении они опираются на хадис, который привёл имам Муслим в своём «Сахихе» со слов Ибн ‘Аббаса:

حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ يَحْيَى، قَالَ: قَرَأْتُ عَلَى مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزُّبَيْرِ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: صَلَّى رَسُولُ اللهِ ﷺ الظُّهْرَ وَالْعَصْرَ جَمِيعًا، وَالْمَغْرِبَ وَالْعِشَاءَ جَمِيعًا، فِي غَيْرِ خَوْفٍ، وَلَا سَفَرٍ

«Передал нам Яхъя ибн Яхъя, который сказал: мне прочитал Малик: от Абу Зубайра: от Са’ида ибн Джубейра: от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “[Однажды] Посланник Аллаха ﷺ совершил молитву зухр, объединив с молитвой ‘аср, а магриб — с ‘иша в то время, когда он не испытывал страха и не будучи в пути”».

📚 См. «Сахих» Муслима (705-1).

Однако в этом хадисе нет никакого довода на то, что дозволено объединять молитву зухр и ‘аср, а также магриб и ‘иша на постоянной основе каждый день.

В этом хадисе лишь указание, что Посланник Аллаха ﷺ однажды так сделал не из-за страха или будучи в пути, а по другой причине.

Давайте рассмотрим другие версии этого хадиса.

1. Привёл имам Муслим (ум. 261 г.х.):

وحَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، وَعَوْنُ بْنُ سَلَّامٍ، جَمِيعًا عَنْ زُهَيْرٍ، قَالَ ابْنُ يُونُسَ: حَدَّثَنَا زُهَيْرٌ، حَدَّثَنَا أَبُو الزُّبَيْرِ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: «صَلَّى رَسُولُ اللهِ ﷺ الظُّهْرَ وَالْعَصْرَ جَمِيعًا بِالْمَدِينَةِ، فِي غَيْرِ خَوْفٍ، وَلَا سَفَرٍ» قَالَ أَبُو الزُّبَيْرِ: فَسَأَلْتُ سَعِيدًا، لِمَ فَعَلَ ذَلِكَ؟ فَقَالَ: سَأَلْتُ ابْنَ عَبَّاسٍ كَمَا سَأَلْتَنِي، فَقَالَ: أَرَادَ أَنْ لَا يُحْرِجَ أَحَدًا مِنْ أُمَّتِهِ

«Передали мне Ахмад ибн Юнус и ‘Аун ибн Саллям — оба от Зухейра: передал нам Абу Зубайр: от Са’ида ибн Джубейра: от Ибн ‘Аббаса, что он сказал: “[Однажды] Посланник Аллаха ﷺ совершил молитвы зухр и ‘аср вместе будучи в Медине, и при этом не испытывая страх и не будучи в пути”.

Абу Зубайр сказал: “Я спросил Са’ида: “А почему он это сделал?”. Он ответил: “Я спросил Ибн ‘Аббаса так же, как ты спросил меня, на что он ответил: “Он не хотел усложнять [жизнь] кому-то из своей общины”».

📚 См. «Сахих» Муслима (705-2).

2. Также он привёл:

وحَدَّثَنِي أَبُو الرَّبِيعِ الزَّهْرَانِيُّ، حَدَّثَنَا حَمَّادٌ، عَنِ الزُّبَيْرِ بْنِ الْخِرِّيتِ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ شَقِيقٍ، قَالَ: خَطَبَنَا ابْنُ عَبَّاسٍ يَوْمًا بَعْدَ الْعَصْرِ حَتَّى غَرَبَتِ الشَّمْسُ، وَبَدَتِ النُّجُومُ، وَجَعَلَ النَّاسُ يَقُولُونَ: الصَّلَاةَ الصَّلَاةَ، قَالَ: فَجَاءَهُ رَجُلٌ مِنْ بَنِي تَمِيمٍ، لَا يَفْتُرُ، وَلَا يَنْثَنِي: الصَّلَاةَ الصَّلَاةَ، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: أَتُعَلِّمُنِي بِالسُّنَّةِ؟ لَا أُمَّ لَكَ ثُمَّ قَالَ: «رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ جَمَعَ بَيْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ، وَالْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ». قَالَ عَبْدُ اللهِ بْنُ شَقِيقٍ: فَحَاكَ فِي صَدْرِي مِنْ ذَلِكَ شَيْءٌ، فَأَتَيْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ، فَسَأَلْتُهُ فَصَدَّقَ مَقَالَتَهُ

«И передал мне Абу Раби’ аз-Захрани: передал нам Хаммад: от аз-Зубайра ибн аль-Хиррита: от ‘Абдуллаха ибн Шакыка, который сказал: “Однажды после молитвы ‘аср Ибн ‘Аббас обратился к нам с проповедью до тех пор, пока не зашло солнце и не показались звёзды. Люди стали говорить: “Молитва, молитва!”. Затем к нему подошёл человек из племени бану тамим, и стал настойчиво и неуклонно повторять: “Молитва, молитва!”. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Ты учишь меня Сунне, да лишится тебя твоя мать!?”. Затем он сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ совместил полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней”».

‘Абдуллах ибн Шакык сказал: “Из-за этого в моём сердце возникло некое сомнение, и я пришёл к Абу Хурайре и спросил его [об этом], а он подтвердил то, что сказал Ибн ‘Аббас”». 

📚 См. «Сахих» Муслима (705-9).

3. Также он привёл:

وحَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي عُمَرَ، حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، حَدَّثَنَا عِمْرَانُ بْنُ حُدَيْرٍ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ شَقِيقٍ الْعُقَيْلِيِّ، قَالَ: قَالَ رَجُلٌ لِابْنِ عَبَّاسٍ: الصَّلَاةَ، فَسَكَتَ، ثُمَّ قَالَ: الصَّلَاةَ، فَسَكَتَ، ثُمَّ قَالَ: الصَّلَاةَ، فَسَكَتَ: ثُمَّ قَالَ: لَا أُمَّ لَكَ أَتُعَلِّمُنَا بِالصَّلَاةِ، وَكُنَّا نَجْمَعُ بَيْنَ الصَّلَاتَيْنِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ ﷺ

«И передал нам Ибн Аби ‘Умар: передал нам Уаки’: передал нам ‘Имран ибн Худейр: от ‘Абдуллаха ибн Шакыка аль-‘Укайли: «Некий человек сказал Ибн ‘Аббасу: “Молитва”, а он промолчал. Затем тот снова сказал: “Молитва”, а он промолчал. Затем тот снова сказал: “Молитва”, а он промолчал. Затем Ибн ‘Аббас сказал: “Да лишится тебя твоя мать, ты учишь нас совершать молитву!? Мы объединяли между двумя молитвами во времена Посланника Аллаха ﷺ”».

📚 См. «Сахих» Муслима (705-10).

Из всех этих версий мы приходим к следующим выводам:

1. Посланник Аллаха ﷺ совершил это либо один раз в своей жизни, либо лишь несколько раз, однако это не было постоянной практикой. Напротив, из этих хадисов видно, что Ибн ‘Аббас поступил подобным образом впервые за долгое время, ибо люди недоумевали, почему он оттягивает время молитвы и начали напоминать ему о ней. 

Если бы это было постоянной практикой, то люди поняли бы, что Ибн ‘Аббас хочет объединить молитвы магриб и ‘иша, поэтому оттягивает начало магриба, однако они столкнулись с этим впервые.

2. Посланник Аллаха ﷺ поступил так, имея причину, которую упомянул сам Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, а именно: «Он не хотел усложнять [жизнь] кому-то из своей общины».

Из этого хадиса учёные сделали вывод, что оправданием для объединения молитв может быть не только выход в путь, сильная болезнь, страх нападения врагов или плохие погодные условия, а также определенная сложность, которая доставляет человеку неудобства.

В пример можно привести хирурга, которому предстоит операция в 5-10 часов. Это сложно как морально, так и физический. И если хирург знает, что у него выдастся тяжелый день и объединение молитв облегчит ему жизнь, то ему дозволяется объединить молитвы зухр и ‘аср, а также магриб и ‘иша.

Возможно, тот день выдался тяжелым для сподвижников Пророка ﷺ, поэтому он объединил между молитвами, чтобы принести им облегчение.

Таким образом, это было лишь исключение из общего правила. Основа же в том, что молитвы объединять запрещено, ибо у каждой молитвы есть собственное время, как это пришло в Коране и достоверных хадисах. В чём смысл этих границ времени, если их можно не соблюдать без причин?

3. Возможно под «объединением» не имеется ввиду действительное объединение, как это происходит во время выхода в путь и других дозволенных ситуациях, а «формальное» объединение. 

То есть, возможно, что Посланник Аллаха ﷺ лишь оттянул молитву зухр до последних несколько минут, а затем начал его совершать в эти оставшиеся минуты, и когда он заканчивал молитву (или даже в процессе самой молитвы), наступало время ‘асра, и он совершал её сразу после молитвы зухр.

И то же самое он делал с молитвами магриб и ‘иша. Он оттягивал время магриба до последних нескольких минут, а после её завершения сразу же совершал молитву ‘иша.

Так действие Пророка ﷺ истолковал ученик самого Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, — Джабир ибн Зейд, один из передатчиков этого хадиса.

Привёл имам Муслим (ум. 261 г.х.):

وحَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ، عَنْ عَمْرٍو، عَنْ جَابِرِ بْنِ زَيْدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: «صَلَّيْتُ مَعَ النَّبِيِّ ﷺ ثَمَانِيًا جَمِيعًا، وَسَبْعًا جَمِيعًا»، قُلْتُ: يَا أَبَا الشَّعْثَاءِ أَظُنُّهُ أَخَّرَ الظُّهْرَ، وَعَجَّلَ الْعَصْرَ، وَأَخَّرَ الْمَغْرِبَ، وَعَجَّلَ الْعِشَاءَ، قَالَ: وَأَنَا أَظُنُّ ذَاكَ.

«И передал нам Абу Бакр ибн Аби Шейба: передал нам Суфьян ибн ‘Уейна: от ‘Амра: от Джабира ибн Зейда: от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Я совершил вместе с Пророком ﷺ восемь рака’атов [зухра и ‘асра], объединив их, и семь рака’атов [магриб и ‘иша], объединив их». ‘Амр сказал: “О Абу Ша’са! Я думаю, что он отложил зухр и совершил пораньше ‘аср, и совершил пораньше ‘иша, отложив магриб”. Он ответил: “И я так думаю”».

📚 См. «Сахих» Муслима (705-7).

Однако даже если это не так, то это лишь доказывает, что подобное «объединение» было крайне редким явлением. Настолько редким, что ученики самого Ибн ‘Аббаса пытались истолковать действие Пророка ﷺ в сторону «формального» объединения, а не действительного. А другой ученик, ‘Абдуллах ибн Шакык, признается, что слова Ибн ‘Аббаса вызвали у него сомнение и он пошёл к Абу Хурайре, чтобы уточнить этот вопрос.

Всё это ясно указывает на то, что это было очень редким явлением и не было постоянной практикой, а сам Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, лишь хотел демонстративно исполнить эту сунну Пророка ﷺ, чтобы люди были осведомлены о ней и могли воспользоваться ею, если им предстоял тяжелый день.


Заключение

Таким образом, основа заключается в том, что молитвы запрещено объединять без причины.

Рафидиты же ухватились за этот один единственный хадис и перевернули всё вверх дном. Они взяли эту ситуацию-исключение и сделали её основой, и дозволили постоянное объединение молитв без какой-либо причины вплоть до смерти человека, несмотря на существование границ времени у каждой из пяти молитв.

Это явное нововведение и заблуждение, которое отвергается как шариатскими текстами, так и здравым рассудком.

Вся исламская умма единогласна на запрете объединять молитвы без причины на протяжении 1440 лет, и вдруг пришла кучка рафидитских многобожников, которые неизвестны ни праведностью, ни честностью, ни фикхом, ни здравым умом, и книги которых переполнены сворованными хадисами и тафсирами наших учёных, вдруг заявляют, что 4 молитвы можно объединять без причин хоть каждый день вплоть до смерти, опираясь на единственный хадис Ибн ‘Аббаса из которого вообще нельзя сделать подобный вывод. 

Что это если не игра с религией? Что это если не следование за собственными страстями? Да проклянет Аллах рафидитов худшим проклятием.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *