С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.

А затем:

Один из наших братьев поделился с нами шубхой, которая распространяется рафидитами относительно халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

Рафидиты приводят асар, что однажды во время правления ‘Умара, когда он вёл хутбу, к нему подошёл Хусейн, да будет доволен им Аллах, и сказал ему:

«Слезь с минбара моего отца и иди к минбару своего отца».

И рафидиты преподносят эти слова как негативное отношение Хусейна к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, и как мнение Хусейна о том, что право сидеть на этом минбаре принадлежит его отцу — ‘Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах.


Ответ:

Для начала приведём данный асар полностью, а не только рафидитскую вырезку.

📚 Привёл имам Ибн Шабба:

حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ حَرْبٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ، عَنْ عُبَيْدِ بْنِ حُنَيْنٍ، عَنْ حُسَيْنِ بْنِ عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: ” أَتَيْتُ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَهُوَ عَلَى الْمِنْبَرِ فَقُلْتُ: انْزِلْ عَنْ مِنْبَرِ أَبِي وَاذْهَبْ إِلَى مِنْبَرِ أَبِيكَ،قَالَ: «إِنَّ أَبِي لَمْ يَكُنْ لَهُ مِنْبَرٌ» ، وَأَجْلَسَنِي بَيْنَ يَدَيْهِ، وَفِي يَدِي حَصًى فَجَعَلْتُ أُقَلِّبُهُ، فَلَمَّا نَزَلَ ذَهَبَ بِي إِلَى مَنْزِلِهِ فَقَالَ لِي: «يَا بُنَيَّ مَنْ عَلَّمَكَ هَذَا؟» قُلْتُ: مَا عَلَّمَنِيهِ أَحَدٌ، قَالَ: «أَيْ بُنَيَّ حَلَفْتُ تَغْشَانَا حَلَفْتُ تَأْتِينَا» قَالَ: فَأَتَيْتُهُ يَوْمًا وَهُوَ خَالٍ بِمُعَاوِيَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، وَابْنُ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ بِالْبَابِ لَمْ يَدْخُلْ فَرَجَعَ ابْنُ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، فَلَمَّا رَأَيْتُهُ يَرْجِعُ رَجَعْتُ، فَلَقِيَنِي عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ بَعْدَ ذَلِكَ فَقَالَ: «أَيْ بُنَيَّ لَمْ أَرَكَ أَتَيْتَنَا» ، قُلْتُ: قَدْ جِئْتُ وَأَنْتَ خَالٍ بِمُعَاوِيَةَ فَرَأَيْتُ ابْنَ عُمَرَ يَرْجِعُ فَرَجَعْتُ، قَالَ: أَنْتَ أَحَقُّ بِالْإِذْنِ مِنَ ابْنِ عُمَرَ، إِنَّمَا أُثْبِتَ فِي رُءُوسِنَا مَا هَدَى اللَّهُ وَأَنْتُمْ، وَوَضَعَ يَدَهُ عَلَى رَأْسِهِ 

✍️ «Передал нам Сулейман ибн Харб, передал нам Хаммад ибн Зейд, от Яхъи ибн Са’ида, от ‘Убайда ибн Хунейна, от Хусейна ибн ‘Али, да будет доволен ими обеими Аллах, что он сказал: “[Однажды] я подошёл к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, когда он был на минбаре, и сказал: “Слезь с минбара моего отца и иди к минбару своего отца”, на что [‘Умар] ответил: “Воистину, у моего отца не было минбара”. Затем он посадил меня перед собой, а в моей руке были мелкие камешки, и я начал переворачивать их. Когда же он спустился [с минбара], то он отвёл меня к себе домой, и сказал мне: “О сынок! Кто научил тебя этому?”. Я сказал: “Меня никто не учил этому”. Он сказал: “О сынок! Клянусь Аллахом, тебе следует посещать нас. Клянусь Аллахом, тебе следует приходить к нам”. Затем в один день пошёл к нему, а он [в это время] вёл личную беседу с Му’авией, да будет доволен им Аллах, поэтому Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стоял у двери. Затем Ибн ‘Умар ушёл. И когда я увидел, что он ушёл, я тоже ушёл. После этого, [когда] ‘Умар, да будет доволен им Аллах, повстречал меня, он сказал: “О сынок! Я не видел, чтобы ты пришёл к нам”. Я же сказал: “Я пришёл, однако ты вёл личную беседу с Му’авией, и я увидел, как Ибн ‘Умар ушёл, поэтому я ушёл тоже”. Он же сказал: “Ты имеешь больше прав, чтобы [тебе] разрешили [войти в дом], нежели Ибн ’Умар. В наших головах утвердилось лишь то, чем Аллах и вы повели нас”. Затем он положил свою руку на его голову».

📖 См. «Тарих аль-Мадина» (3/799).

📚 Привёл Ибн Хаджар:

وقال يحيى بن سعيد الأنصاريّ، عن عبيد بن حنين: حدثني الحسين بن عليّ، قال أتيت عمر وهو يخطب على المنبر فصعدت إليه فقلت: انزل عن منبر أبي، واذهب إلى منبر أبيك. فقال عمر: لم يكن لأبي منبر. وأخذني فأجلسني معه أقلّب حصى بيدي، فلما نزل انطلق بي إلى منزله، فقال لي: من علّمك؟ قلت: واللَّه ما علّمني أحد. قال: بأبي، لو جعلت تغشانا. قال: فأتيته يوما وهو خال بمعاوية وابن عمر بالباب، فرجع ابن عمر فرجعت معه فلقيني بعد قلت فقال لي: لم أراك. قلت: يا أمير المؤمنين، إني جئت وأنت خال بمعاوية، فرجعت مع ابن عمر. فقال: أنت أحقّ بالإذن من ابن عمر: فإنما أنبت ما ترى في رءوسنا اللَّه ثم أنتم. سنده صحيح 

✍️ «Сказал Яхъя ибн Са’ид аль-Ансари, от ’Убайда ибн Хунейна, передал мне аль-Хусейн ибн ‘Али, который сказал: “[Однажды] я подошёл к ‘Умару, когда он вёл хутбу на минбаре. Я поднялся к нему и сказал: “Слезь с минбара моего отца и иди к минбару своего отца”. ’Умар же сказал: “У моего отца не было минбара”. Затем он взял меня и усадил с собой. Я же переворачивал камешки в своей руке. Когда же он спустился, то отвёл меня к себе домой и спросил: “Кто научил тебя [этому]?”. Я же сказал: “Клянусь Аллахом, никто меня не учил!”. Он же сказал: “Да будет мой отец выкупом за тебя, тебе следует приходить к нам!”. Поэтому в один день я пошёл к нему, а он вёл личную беседу с Му’авией, тогда как Ибн ‘Умар стоял у двери. Затем Ибн ‘Умар ушёл, а я ушёл вместе с ним. [‘Умар] же встретил меня и сказал: “Я не видел тебя”. Я же ответил: “О повелитель правоверных! Воистину, я приходил, но ты вёл личную беседу с Му’авией, поэтому я ушёл вместе с Ибн ‘Умаром”. Он же сказал: “Ты имеешь больше прав, чтобы [тебе] разрешили [войти в дом], чем Ибн ‘Умар. Ведь то, что ты видишь на наших головах вырастил Аллах, а затем вы”. Иснад достоверный».

📖 См. «аль-Исаба» (2/69).

Как мы видим, в этой истории вообще нет ничего, что было бы доводом для рафидитов:

1. Хусейн сказал эти слова ‘Умару, будучи ребёнком, на что указывает то, что он игрался с камешками в своих руках, а также другая версия этого асара, где передатчик говорит:

وَحُسَيْنٌ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَوْمَئِذٍ دُونَ الْمُحْتَلِمِ

«Хусейн же, да будет доволен им Аллах, в те дни не достиг зрелости».

📖 См. «Тарих аль-Мадина» (3/378).

2. Под «моим отцом» Хусейн, скорее всего, имел ввиду своего деда — Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо этот минбар был его.

Это можно понять из другой версии этого хадиса, в иснаде которого есть слабость, где Хусейн говорит:

انْزِلْ عَنْ مِنْبَرِ جَدِّي

«Слезь с минбара моего деда».

📖 См. «Тарих аль-Мадина» (3/378).

3. Хусейн не сказал эти слова в отрицательном значении или будучи в гневе, ибо стал бы он усаживаться рядом с ‘Умаром и играться с камешками, пока тот заканчивает хутбу?

4. Если бы Хусейн имел негативное отношение к ‘Умару, согласился бы он пойти в его дом, а затем приходить к нему после просьбы ‘Умара?

5. Стал бы Хусейн называть ‘Умара «повелителем правоверных», если бы был убеждён, что ‘Умар незаконно занял минбар Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?

6. Этот асар указывает на огромную любовь ‘Умара к членам семейства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо он наделил Хусейна правом, которым не наделил своего собственного сына; обращался к нему самыми прекрасными словами, несмотря на его малый возраст, и гладил его по голове.

И в заключение — хвала Аллаху, Господу миров!


🚀 Подписывайтесь на наш Телеграм: @antishia_com


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *