1️⃣ Говорит другой шиитский муфассир Абу-ль Хасан аль-‘Амили:
اعلم أن الذي يظهر من ثقة الإسلام محمد بن يعقوب الكليني طاب ثراه أنه كان يعتقد التحريف والنقصان في القرآن لأنه روى روايات كثيرة في هذا المعنى في كتاب الكافي الذي صرح في أوله بأنه كان يثق فيما رواه فيه ولم يتعرض لقدح فيها ولا ذكر معارض لها، وكذلك شيخه علي بن إبراهيم القمي ره فإن تفسيره مملوء منه وله غلو فيه
«Знай же, что очевидно из слов “Сикъат уль-Исляма” Мухаммада ибн Йа’куба аль-Кулейни, что он верил в искажения и упущения в Коране, потому что он привел множество преданий с этим смыслом в своей книге «аль-Кафи», в начале которой он выразил свою убежденность в том, что он привел в ней, никак не порицая [эти предания]. И нет никакого упоминания о том, что кто-то выступал против них. Такое же [убеждение имел] его учитель — ‘Али ибн Ибрахим аль-Кумми, тафсир которого полон [подобными преданиями], и он проявлял излишество в этом».
📖 См. «Тафсир аль-бурхан» (стр. 83).
2️⃣ Он же говорит на следующей странице:
ولقد قال بهذا القول أيضاً ووافق القمي والكليني ره جماعة من أصحابنا المفسرين كالعياشي والنعماني وفرات بن إبراهيم وغيرهم، وهو مذهب أكثر محققي محدثي المتأخرين، وقول الشيخ الأجل أحمد بن أبي طالب الطبرسي كما ينادي به كتابه الاحتجاج وقد نصره شيخنا العلامة باقر علوم أهل البيت عليه السلام وخادم أخبارهم عليه السلام في كتابه بحار الأنوار، وبسط الكلام فيه ما لا مزيد عليه.وعندي في وضوح صحة ذا القول بعد تتبع الأخبار وتفحص الآثار بحيث يمكن الحكم بكونه من ضروريات مذهب التشيع وإنه من أكبر مفاسد غصب الخلافة فتدبر حتى تعلم توهم الصدوق ره في هذا المقام
«Сказали эти же слова и согласились [с ними] аль-Кумми, аль-Кулейни, группа наших сподвижников-муфассиров, как аль-‘Аяши, ан-Ну’мани, Фурат ибн Ибрахим и другие. И это является мазхабом большинства поздних исследователей-мухаддисов. Так же это слово достопочтенного Ахмада ибн Аби Талиба ат-Табраси, как заявил он в книге «аль-Ихтиджадж» и поддержал его наш шейх, великий ученый, хранитель знаний Ахль аль-бейт, мир им, и служитель их преданий (т.е. аль-Маджлиси) в своей книге «Бихар аль-ануар». Он разъяснил этот вопрос всесторонне и мы не хотим добавлять ничего к его словам. И мое мнение состоит в очевидной достоверности этих слов (т.е. что Коран подвергся искажению) после изучения преданий и исследования асаров, где они позволяют постановить, что наличие этого (т.е. искажения) является одной из необходимостей в мазхабе шиитов, а также является результатом большого зла, которое явило узурпация халифата. Так исследуй же этот вопрос с мудростью и ты узнаешь, что шейх ас-Садук (который отрицал искажение в Коране — прим. пер.) лишь имел иллюзии в этом вопросе».
📖 См. «Тафсир аль-бурхан» (стр. 84).
Pingback: Кулейни: «Настоящий Коран находится у Махди» - MuslimReport